При отсутствии денежных средств на покупку земельного участка человек может рассчитывать на государственную помощь. При этом важно соблюдать определенные на законодательном уровне условия.
Рассчитывать на крупный надел не стоит. Ведь в нормативно-правовых актах отражаются установленные предельные максимальные размеры земельных участков. Они зависят от различных факторов.
Нормативы определяются жилищным законодательством. Также на региональном уровне предусматриваются локальные акты, которые регулируют данный вопрос.
Законодательное регулирование
Законодательство, в котором отмечаются предельные максимальные размеры земельных участков, необходимо для обеспечения рационального использования площадей. Нормы считаются логичными, так как при отсутствии ограничений деление земли могло происходить бесконечно.
Микроучастки, полученные после раздела, не всегда оказываются пригодными для использования. Также нельзя рационально применять крупные наделы. Поэтому законами определены регламенты применения земель для каждого гражданина.
Собственники часто стремятся поделить участки.
Как показывает судебная практика, такие меры требуются при:
- наследовании земли;
- разводе супругов;
- необходимости выделить землю одному собственнику для продажи;
- стремлении продать и подарить часть участка.
Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков
Но при этом выделить долю, меньшую установленной нормы, будет невозможно. В настоящее время закон, которые регулирует данные правила, претерпел изменения.
В марте 2015 года Градостроительный кодекс РФ потерял пункт четвертый статьи 41. В нем отмечалось, что в ходе деления участки не должны превышать и быть меньше допустимых значений. Однако пункт 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ по-прежнему содержит данную норму с указанием допустимых значений.
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Упрощена была статья 33 Земельного кодекса РФ, в которой отмечалось установление норм для крестьян, садоводов, огородников и дачников на основании региональных законов. При этом личное подсобное хозяйство и ИЖС регулировалось актами органов местного самоуправления.
Для того, чтобы определить минимальные и максимальные значения, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, нужно обратиться к градостроительному регламенту. Он прописывается в Правилах использования земли и застройки муниципальных образований. Документ подлежит утверждению органами местного самоуправления.
Статья 33. Нормы предоставления земельных участков
Регламенты могут содержать ссылки на муниципальные документы. Но если земельные участки не попадают в список тех, что регулируются данными законами, стоит обращаться к Земельному кодексу РФ и другим федеральным документам.
Например, регламент не может быть применим к:
- землям, на которых располагаются объекты культурного наследия;
- территориям общего пользования;
- участкам для постройки линейных объектов;
- площадям для добычи полезных ископаемых.
Образец свидетельства о праве собственности на землю
В
очередь на земельный участок
можно встать, только необходимо собрать пакет документов.
Как происходит изъятие земельного участка за неиспользование — читайте в этой статье.
Установленные предельные максимальные размеры земельных участков
Градостроительный кодекс РФ обязывает местные органы власти утвердить регламенты, которые будут использоваться для городов и сельских местностей. Документы должны регулировать вопрос застройки земли в рамках поселения.
Регламентом предусматривается определение минимальных и максимальных значений участков. Также документ выделяет территории, где данные нормы не применяются.
Сделать сводный анализ по всем субъектам страны не получится. Поэтому для примера можно рассмотреть состояние регламента в Москве.
Столичные власти подготовили не отдельный документ, а ввели данные нормы в пункт 3.4.1. Правил землепользования и застройки города Москвы. Они определили, что в городе ни в одной из зон минимальные и максимальные значения не применяются.
В Московской области ситуация сложилась по-иному.
Согласно закону № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО», который был издан 17 июня в 2003 году, выделяют следующие показатели:
Для фермерского хозяйства | Сорок гектаров. |
Для садоводства | Пятнадцать сотых гектара. |
Для огородничества | Одна десятая гектара. |
Для дачного строительства | Двадцать пять сотых гектара. |
Таким образов область разработала собственные нормативы для определения земельных участков.
Для садоводства
В соответствии со статьей 13 ФЗ О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», максимальная площадь участков устанавливается на региональном уровне. При этом должны быть учтены нормы федеральных законов для граждан отдельных категорий.
Ранее не было разработано федерального закона, который устанавливает нормы гражданам на бесплатные земельные участки. Поэтому ориентироваться нужно было на общие регламенты в рамках субъектов.
Нормы определяются в соответствии со свободными площадями и средней земельной долей. Чаще всего край или область ориентируются на значения от 0.08 до 0.15 га.
Для садоводства отдельным категориям граждан выделяются бесплатные участки земли. В городах они не должны быть менее 0.20 га, а в селах – 0.40 га.
Для ИЖС
Минимальный размер земли для строительства жилого дома определяется на региональном уровне. Также значение устанавливает муниципальный земельный комитет. При этом законы не должны противоречить Конституции РФ и Земельному кодексу РФ.
Под ИЖС в собственность можно получить максимально допустимый участок. В программе участвуют льготные категории граждан, которым земля выделяется на
бесплатной основе
.
Максимальная норма определяется в соответствии с количеством свободных наделов в собственности МО. Также учитывается экономическое развитие региона, количество человек в семье. В соответствии с этим земля для одинокого инвалида не будет аналогичной той, которая выделяется многодетной семье.
В стране определены средние максимальные значения наделов. Участки под ИЖС равняются площади от 5 до 30 соток. Ограничения используются при выделении земель из собственности государства и муниципального образования.
Скачать образец заполнения заявления на предоставление земельного участка многодетной семье
Скачать бланк заявления на предоставление земельного участка многодетным семьям
Регуляция нормативов происходит в соответствии с правом собственности на землю. Поэтому ориентироваться приходится на федеральные, региональные или муниципальные законы. Если застройка планируется на участке, приобретенном самим гражданином за личные средства, то регламенты не используются.
Допустимая минимальная площадь
Минимальный размер земельного участка, выделенного гражданину из фонда страны, определяется законодательными актами субъектов РФ. Если же дело касается ведения личного подсобного хозяйства, то ориентироваться нужно на документы, изданные органами местного самоуправления.
Нормы определяются градостроительными регламентами. Если они не распространяются на отдельные виды участков, то стоит ориентироваться на Земельный кодекс РФ и федеральные законы.
Размер участка отражается в статье 33 Земельного кодекса РФ. Также приводится разница между уточненной площадью и площадью, указанной в государственном кадастре. Она составляет не более 10%.
Например, по законам Краснодарского края минимальные размеры установлены в пределах 400 квадратных метров при длине от 8 метров для земель для ведения садоводческой деятельности. Если же участок будет использоваться для ИЖС или личного подсобного хозяйства, то минимальный предел определяется в виде 600 квадратных метров и ширине 12 метров.
Возможные проблемы
Предельные размеры, на основании градостроительных регламентов, определяются для всех видов земель.
Они учитываются в случае выделения:
- участка из состава государственного и муниципального фонда;
- земли в собственность гражданам;
- площади для раздела участков;
- земли для образования новых наделов;
- долей из невостребованных фондов.
В некоторых случаях граждане могут столкнуться с проблемными моментами. Они связаны с несоответствием участков, неиспользованными нормами. Также выделяют различия в муниципальных образованиях.
Несоответствие
При несоответствии площади создаваемого или изменяемого участка, возможно вынесение отказа в регистрационных органах. Государственные действия с ним могут оказаться невозможными.
Если площадь будет увеличена, то организации будут принимать во внимание фактические значения и превышение размеров, указанных в документах. Важно помнить, что запрещается превышать допустимые значения, а также использовать земли менее предельных показателей.
Если по факту площадь будет превышать 10% от зафиксированной в кадастровых документах, решить проблему можно будет только одним способом. Гражданину потребуется выкупить избыточные гектары у муниципального образования. Просто так присоединить избыточные квадратные метры не получится.
Для понимания ситуации необходимо рассмотреть пример. У члена садового товарищества имеется участок 30 соток по документам. Но фактически он использует 34 сотки земли. Четыре лишние сотки кадастровая палата отказала прирезать.
Данные земли (четыре лишние сотки) превышают указанные в законе 10%. Поэтому присоединение может быть признано самозахватом. Излишки земли должны быть выкуплены.
Когда нормы не используются
Требования, касающиеся предельных размеров, не распространяются на участки, изъятые из государственных и муниципальных нужд для некоторых целей.
Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению
Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд
Среди таковых земель можно выделить:
- объекты с системами обеспечения энергией на федеральном и региональном уровнях;
- земли для движения транспорта, прокладывания путей сообщения, установления связи;
- объекты линейного характера федерального и регионального уровня;
- элекро-, газо, водо- и теплопроводы;
- автомобильные дороги любого вида.
Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Изъятие участков дает право на дальнейшее изменение их целевого назначения. В остальных случаях предельные размеры определяются на региональном уровне. Среди таких документов выделяют постановления администраций, решения совета депутатов. Также важно ориентироваться на законы субъектов РФ.
Различия в разных муниципалитетах
Различные муниципалитеты устанавливаются собственные предельные размеры участков земли. Минимальный и максимальный предел необходимо выяснять в органах местного самоуправления.
Для сравнения можно взять размеры, установленные в Выборгском и Ломоносовском районах одной и той же Ленинградской области:
- Первый район определил наделы на индивидуальное размещение дома и ЛПХ в размере от 5/100 до 25/100 гектаров, если речь идет о непосредственно населенном пункте. За его пределами нормы составят 3/100 – 5/10 га.
- Индивидуальное жилищное строительство может вестись на участке не менее 0.06 га и не более 25/100 – 35/100 га в зависимости от конкретных ситуаций.
- Земли, используемые для ведения сельского хозяйства, составляют не менее 2/10 гектаров. Максимально допустим их размер 1 га.
Другие значения определены в Ломоносовском районе. ЛПХ можно вести на участках от 5/100 до 25/100 га в населенном пункте и от 3/100 до 5/10 за его пределами. ИЖС осуществляется на площади от 5/100 до 25/100 га.
Несмотря на то, что нормы в районах разные, поход органов власти к определению наделов схож. Различия в предельных площадях обусловлены наличием свободных и занятых земель, численности и плотности проживания населения, перспективности земель.
Для определения нормативов важно обращать внимание не только на федеральные законодательные акты, но и региональные документы. Ведь последние часто являются приоритетными для установления предела.
Правила установки минимальных и максимальных размеров земельных участков зафиксированы в двух основных нормативно-правовых актах:
- Гражданский кодекс РФ (ч.6 ст.30);
- Земельный кодекс РФ (п.1 ст.11.9).
Также законом регламентированы особые правила определения площади участков для выдачи земель на безвозмездной основе.
Данные правила касаются вида права собственности:
- Если земля находится в собственности РФ (федеральная собственность), при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами федерального уровня;
- Если земля находится в собственности субъектов РФ, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами регионального уровня;
- Если земля находится в муниципальной собственности, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами местного (муниципального) уровня;
- Особое внимание стоит обратить на тот факт, что субъекты РФ в рамках Земельного кодекса РФ могут устанавливать свои нормы, касающиеся формирования границ и площади земельных участков.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!
Предельные максимальные размеры земельных участков для ИЖС
При выделении земли под индивидуальное жилищное строительство, границы участка должны быть определены в обязательном порядке. Правила формирования таких границ устанавливаются региональными законодательными актами. Напомним, что законы субъектов РФ ни при каких условиях не должны противоречить Конституции РФ и остальным нормативно-правовым актам федерального уровня.
Давайте наиболее подробно поговорим о том, что же включает в себя понятие максимальные предельные размеры земельных наделов:
- Сами предельные размеры участков и их площадь;
- Внешние отступы от границ, которые необходимы для того, чтобы соседи, решившие построить рядом свой дом, соблюдали данные нормы и не начали свое строительство слишком близко;
- Максимальные возможности застройки данного земельного участка (в процентах);
- Предельное количество этажей в жилых домах на выделенной земле.
В каждом населенном пункте органы местного самоуправления обязаны составить и утвердить специальный градостроительный регламент, который входит в правила землепользования. Муниципальные власти, руководствуясь законами конкретного субъекта РФ, обязаны самостоятельно зафиксировать минимальные и максимальные площади земельных участков, предоставляемых гражданам.
Для уточнения размеров и границ вашего земельного надела, обратитесь с соответствующим заявлением в местную администрацию. Но имейте в виду, что если для данной территориальной зоны градостроительным регламентом предельные размеры не установлены, то в нем должно быть именно так и прописано. В таком случае, установление точных границ и размеров необязательно.
В каждой территориальной зоне может быть не один земельный участок, при этом все земли, входящие в указанную зону, могут иметь одинаковое назначение, но разные предельные максимальные размеры.
Исходя из общей практики по всей стране в целом, для участков, предназначенных для строительства жилых домов, устанавливается минимальный размер – 3 сотки земли.
Но как уже было сказано выше, наиболее точные цифры устанавливаются региональными властями, поэтому граждане, желающие получить участок под ИЖС, могут рассчитывать на гораздо большую территорию.
Не забываем и о принадлежности права собственности, т.е. если земля в собственности РФ, то и законами руководствуемся также федеральными. А вот если надел принадлежит муниципалитету, то открываем местный градостроительный регламент.
Очень часто при выделении участка под строительство жилого дома возникают споры с соседями и родственниками касательно границ участка.
Чтобы уметь отстоять свои права, внимательно изучите правовые нормы, принятые в вашем населенном пункте. Не поленитесь заглянуть и в федеральные нормы. Только зная законы, регламентирующие правила определения предельных максимальных размеров земельных участков, вы сможете защитить себя и своих близких от неправомерного вторжения на вашу территорию.
В том случае, если деления участка, который был выделен под ИЖС, избежать не удалось, то придется проводить процедуру межевания, т.е. измерять точную площадь надела, определять расположение его границ. Здесь без знания норм о максимальных и минимальных размерах земельных участков точно не обойтись.
Аналогичные правила применяются и при покупке земли. Особенно в той ситуации, когда участок находится на заброшенной территории и не имеет четко выраженных границ.
Это значит, что приобретая землю, вы должны сначала пригласить специалистов из БТИ, затем заказать процедуру межевания и только потом ставить приобретенный участок на государственный учет в Росреестре.
Предельные максимальные размеры земельных участков при перераспределении
С 1 марта 2015 года Земельный кодекс РФ претерпел ряд изменений. За столь короткое время по ряду вопросов уже успела сформироваться определенная практика.
В соответствии со вступившими в силу обновлениями, граждане РФ получили право оформить в собственность так называемые «прирезки».
Это значит, что если вы в течение длительного времени обрабатываете часть территории, прилегающей к вашему участку, и на данную зону никто не претендует, то вы можете присоединить этот бесхозный отрезок земли к вашему земельному участку.
Также с 01.03.2015 г. в Земельный кодекс РФ была включена отдельная глава, устанавливающая нормы перераспределения земель, которые находятся либо в собственности государства, либо в собственности граждан.
Порядок перераспределения границ земельного участка при оформлении «прирезков» устанавливаются двумя конкретными статьями в Земельном кодексе: ст. 39.28 и 39.29. Но стоит помнить о том, что для перераспределения границ земель существует ряд ограничений.
Конкретные ограничения заключаются в наличии строго определенных целей:
- Изменение расположения границ земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) или частной собственности на территории, подлежащей застройке, возможно только для целей приведения площади участка в соответствие с ранее оформленным проектом межевания. При этом в обязательном порядке должно быть подписано соглашение о развитии застроенной территории;
- Еще одна цель, для достижения которой разрешается перераспределение границ земельных наделов — это предотвращение вклинивания, изломанности и вкрапления границ. В рамках данной цели существует только одно ограничение — увеличение площади земли возможно только в пределах максимально установленных законом границ земельного участка;
- Также изменение границ земельного надела в пользу увеличения возможно в тех случаях, когда земля предназначена для:
- с/х работ на личном подсобном хозяйстве;
- выращивания садов;
- ведения огородничества;
- строительства жилых домов для собственного проживания;
- ведения дачного хозяйства. Ограничение по предельным максимальным размерам земельных участков здесь также присутствует;
- Земельный кодекс РФ разрешает перераспределение государственных и частных земельных участков случае, если на них будут располагаться объекты капитального строительства, о которых говорит ст.49 вышеуказанного нормативно-правового акта, в том числе, если для данных целей планируется изъятие земли в пользу государства (национализация). Интересующие всех правила оформления «прирезков» закреплены именно в п.3 данной статьи.
Стоит упомянуть и о правиле согласованности перераспределения. Данное правило гласит о том, что процедура изменения границ участков возможна только в том случае, если между уполномоченными органами власти и собственниками земельных участков заключено соглашение, в соответствии с которым каждый из них выразил свое согласие на осуществление перераспределения.
В обязательном порядке к указанному договору прикладывается кадастровый паспорт, который формируется после изменения расположения границ земель и земельных участков.
Но прежде чем приступить к изменению границ земельных наделов, необходимо провести межевание, так как формирование новых границ государственных или муниципальных земель возможно только на основании ряда утвержденных документов:
- проект межевания;
- схема подробного местонахождения земельного участка.
Предельные максимальные размеры земельных участков в Московской области
Как уже было сказано выше, предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются законодательными актами сразу нескольких уровней (в зависимости от того, кому принадлежит земля).
Градостроительные регламенты, утвержденные местными органами власти, должны регламентировать все элементы застройки населенного пункта вплоть до облика конкретного здания и его постройки на определенной улице.
Каждый из таких регламентов не должен противоречить всем законам федерального уровня, но в первую очередь, не должен идти в разрез с нормами Градостроительного кодекса РФ.
В Московской области 17 июня 2003 года был принят закон «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области».
Данный нормативно правовой акт устанавливает следующие нормы для предельных размеров участков:
Вид разрешенного использования | Возможный максимальный размер в сотках |
Фермерское хозяйство | 4000 |
Садоводство | 15 |
Огородничество | 10 |
Дачное строительство | 25 |
На уровне муниципалитетов также были приняты местные акты, устанавливающие максимальный размер земельных участков для каждого района Московской области.
В таблице ниже приведена информация по состоянию на 2017 год:
№ района п/п | Подразделение на районы в МО | Вид использования земельного участка для с/х деятельности | Максимальный размер, в сотках |
1. | Волоколамский | ИЖС в Волоколамске и Сычево | 12 |
ИЖС в селе | 25 | ||
Приусадебный ЛПХ в Волоколамске и Сычево | 12 | ||
Приусадебный ЛПХ в селе | 25 | ||
Полевой ЛПХ | 100 | ||
2. | Воскресенский | ИЖС в Воскресенске и поселках | 15 |
ИЖС в селе | 30 | ||
Приусадебный ЛПХ в Воскресенске и поселках | 15 | ||
Приусадебный ЛПХ в селе | 30 | ||
Полевой ЛПХ | 30 | ||
3. | Дмитровский | Для ИЖС или ЛПХ | 15 |
Для садоводства | 12 | ||
4. | Истринский | ИЖС в Истре, Дедовске и пос. Снегири | 15 |
ИЖС в селе | 30 | ||
ЛПХ | 50 | ||
5. | Клинский | ИЖС | 30 |
Приусадебные ЛПХ | 30 | ||
Полевые ЛПХ | 100 | ||
6. | Коломенский | ИЖС и ЛПХ в поселке Пески | 20 |
ИЖС и ЛПХ в селе | 30 | ||
Полевые ЛПХ | 20 | ||
7. | Ленинский | ИЖС в г. Видное | 15 |
ИЖС кроме г. Видное | 25 | ||
ЛПХ в г. Видное | 15 | ||
ЛПХ кроме г. Видное | 25 | ||
8. | Лотошинский | ИЖС в Лотошино | 20 |
ИЖС в селе | 50 | ||
Приусадебный ЛПХ в Лотошино | 20 | ||
Приусадебный ЛПХ в селе | 50 | ||
Полевой ЛПХ | 50 | ||
9. | Можайский | ИЖС | 12 |
ЛПХ | 30 | ||
10. | Наро-Фоминский | ЛПХ, ИЖС в Наро-Фоминске | 15 |
Прочие земли для ЛПХ, ИЖС | 30 | ||
11. | Ногинский | ИЖС и ЛПХ в Ногинске | 9 |
ИЖС и ЛПХ в районе | 12 | ||
12. | Одинцовский | ИЖС | 25 |
ЛПХ | 25 | ||
13. | Орехово-Зуевский | ИЖС для села | 30 |
ИЖС для городов | 15 | ||
ЛПХ для села | |||
ЛПХ для города | 40 | ||
14. | Пушкинский | ИЖС в городах и поселках городского типа | 25 |
ИЖС в селе | 30 | ||
ЛПХ | 30 | ||
15. | Раменский | ИЖС | 40 |
Приусадебные ЛПХ | 40 | ||
Полевые ЛПХ | 100 | ||
16. | Сергиево-Посадский | ЛПХ, ИЖС в городских населенных пунктах | 12 |
ЛПХ, ИЖС в селах | 30 | ||
Полевые ЛПХ | 200 | ||
17. | Серпуховский | ЛПХ, ИЖС | 300 |
18. | Солнечногорский | ИЖС | 25 |
Приусадебные ЛПХ | 25 | ||
Полевые ЛПХ | 100 | ||
19. | Ступинский | ЛПХ, ИЖС в Ступино | 6 |
ЛПХ,ИЖС в Жилево, Малино. Михнево | 8 | ||
ЛПХ,ИЖС в селах | 15 | ||
20. | Талдомский | ИЖС в городе | 2 |
ИЖС в селе | 25 | ||
Приусадебные ЛПХ в городе | 25 | ||
Приусадебные ЛПХ в селе | 50 | ||
Полевые ЛПХ | 150 | ||
21. | Чеховский | ИЖС | 15 |
ЛПХ | 25 | ||
22. | Шатурский | ИЖС | 50 |
ЛПХ | 50 | ||
23. | Щелковский | Приусадебный ЛПХ | 50 |
Полевой ЛПХ | 100 | ||
ИЖС | 40 |
Предельные максимальные размеры земельных участков в Ленинградской области
Если говорить о Ленинградской области, то на данный момент там действует закон от 23 октября 2003 года «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство».
Он также на региональном уровне устанавливает максимально возможные площади земельных участков, которые предоставляются гражданам:
- Для земель садоводства – 12 соток;
- Для строительства дачи – 10 соток;
- Для ведения животноводства – 500 соток.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный размер земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Нормативные акты: Минимальный размер земельного участка
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Минимальный размер земельного участка
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости
В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, который не принадлежит продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части участка, занятого данной недвижимостью и необходимого для ее эксплуатации. Как следовало из п. 2 ст. 35 ЗК РФ, предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ с учетом утвержденных норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Указанные нормы утратили силу с 1 марта 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ. Вместе с тем согласно ч. 20 ст. 34 данного Закона до утверждения в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу названного Закона в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Путеводитель по судебной практике. Доверительное управление имуществом
Уведомлением от 06.05.2003 ответчик сообщил истцу о приостановлении регистрации договора до 05.06.2003. Истцу предложено подтвердить право учредителей управления на заключение договора от 28.04.2003. По истечении указанного срока истцу было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на его незаключенность, поскольку его предметом является не определенное имущество, а доли в праве, передача которых реально невозможна. Учреждение юстиции сослалось также на то, что заявителем не представлен план земельного участка с установленными на местности границами с указанием его кадастрового номера, и на то, что в соответствии со статьей 22 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» минимальный размер земельных участков, формируемых из земель сельхозназначения и необходимых для сельскохозяйственного производства, составляет не менее 300 га, в то время как общий размер земельного участка, взятого трастовой компанией в доверительное управление по договору от 28.04.2003, составляет лишь 59,8 га.
В 90-е годы земля было объявлено о передаче наделов в частную собственность. В отличие от советской эпохи, когда вся земля принадлежала государству, теперь гражданам разрешено не только пользоваться землей, но и приватизировать. Приватизация — это переход недвижимости из рук государства в руки граждан.
Земля ценный природный и экономический ресурс. Для того, чтобы она не использовалась бездумно, были введены ограничения на максимально допустимый размер участков. Каждый вид деятельности имеет свой предел и это является целесообразным.
Минимально допустимые размеры владения установлены для контроля за бессистемным дроблением участков.
В погоне за прибылью собственники делят свой участок, что мешает вести сельское хозяйство и строить объекты. В конечном итоге, также наносит экономический и экологический вред.
Нормы
До масштабных изменений в Земельном кодексе 2015 года, определяющими в распределении земельных участков были региональные и местные власти. Им было дано право устанавливать предельно допустимые размеры на тот или иной участок.
В настоящее время размеры участков, которые подпадают под Правила землепользования и застройки, регулируются градостроительными регламентами. Остальные — Федеральными законами.
Правовое регулирование
До начала марта 2015 года все вопросы, связанные с выделением земельных участков и определением их размеров, решали местные и региональные власти. При администрации существовали специальные Комиссии, которые рассматривали заявления каждого гражданина. Это положение было сформулировано в Земельном кодексе, статье 33.
В ведении муниципалитетов было также выделение земли, связанное с категориями и видами разрешенного использования.
С принятием Федерального закона №171 «О внесении изменений в Земельный кодекс» определение размеров большей части наделов стало прерогативой земельного законодательства. В решении каждого вопроса определяющим является дальнейшее использование земли.
Если по отношению к определенному наделу действует градостроительный регламент, то его размеры определяются Правилами пользования земельными ресурсами.
Если участок имеет другое целевое использование, то — Федеральными законами и земельным законодательством. В основе этого положения лежит статья 11.9 ЗК России.
Предельные размеры земельных участков
На предельные размеры влияют прежде всего Правила землепользования и СНИПы. Для чего нужно знать предельные размеры земельных участков? Это делается прежде всего для безопасности от пожаров и других негативных воздействий. Жилой дом, который будет построен на участке, не должен мешать соседям, их постройкам и посадкам.
До соседского жилого строения должно быть достаточное расстояние, чтобы вы не мешали личной жизни соседей, а они вам. Также считается расстояние до дороги и других объектов. Исходя из этих данных рассчитывается размер участка.
На площадь выделяемого надела влияют следующие обстоятельства:
- территория, на которой расположен участок;
- спрос на определенный вид участков;
- общее количество участков;
- особенности региона.
Такие нормативы как минимальные и максимальные размеры земельных участков будут различаться в каждом регионе.
Минимальные и максимальные
Участок может быть куплен и предоставлен государством безвозмездно. В первом случае вы вряд ли столкнетесь с какими-то ограничениями.
Если же выносить решение будет администрация, то ограничения будут в зависимости от того, в каком регионе была получена земля и каковы местные законодательные акты.
К примеру, под ЛПХ во Владимирской области выделяется не меньше 4-х и не больше 15-ти соток. В Чувашской республике — 12 и 15 соток соответственно. Ограничения по выделению максимального количества земли для одной семьи или одному подсобному хозяйству тоже разные.
Во Владимирской области этот максимум составляет 250 соток, а в республике Чувашия — 100 соток. Все предельные размеры должны соответствовать земельному законодательству.
Под ИЖС
Минимальное количество земли для ИЖС — 3 сотки. Но, как и в других случаях, этот норматив зависит от региона. К примеру, в Московской области, где наблюдается высокая плотность заселения нижняя граница может колебаться от 2-х до 8 соток.
Здесь, в первую очередь, повлияют требования СНИПов и Правил. Устанавливают, сколько метров будет от одного строения до другого.
В зависимости от места и материала изготовления постройки, цифра может колебаться от 8 до 15 метров. Еще больше колеблется максимальный размер по регионам. Он может быть от 6-ти до 30-ти соток.
Садоводство
В 2022 году под садовые участки выдается земля площадью от 6-ти соток, это минимальный размер надела. А максимальный составляет по земельному законодательству 0,15 га.
Но может быть меньше, если в регионе существует недостаток земли определенной категории и вида использования.
Сельскохозяйственного назначения
Согласно Федеральному закону №101 от 2002 года «Об обороте земель с/х назначения» определяется Земельным кодексом и региональными законами.
Минимальный размер земельного участка с/х назначения приблизительно равен 6-8 соткам.
Предельные (максимальные и минимальные размеры) устанавливаются по регламенту и земельному законодательству для ограничения нецелевого использования земель.
В каждой отдельной местности эти нормативы будут отличаться друг от друга. Рассчитываются они следующим образом.
По ФЗ РФ №101, максимальный размер, который может быть выделен на одного гражданина, составляет не меньше 10 процентов от общей площади с/х угодий, расположенных на территории одного муниципалитета. Поэтому нужно заранее знать о пределах, чтобы избежать недоразумений.
Порядок оформления надела
Для того, чтобы приобрести надел в собственность, нужно, чтобы участок был поставлен на кадастровый учет. Согласно Федеральным законам о кадастровой деятельности, без этого невозможна регистрация.
Процедура постановки на учет включает:
- обращение к кадастровому инженеру;
- проведение процедуры межевания и уточнение границ земельного участка;
- составление кадастровым инженером плана и других документов;
- передача документов в Росреестр.
После этого ваш участок будет отображаться на публичной кадастровой карте и на сайте Росреестра. Владельцу участка выдается кадастровый паспорт, а все сведения об участке сохраняются в базе данных.
Образец кадастрового паспорта на земельный участок здесь.
Следующими шагами для оформления участка в собственность будут:
- сбор пакета документов;
- подача документов и заявления в местный муниципалитет;
- если не было межевания — то нужно его провести.
Комиссия при местной администрации рассматривает заявление около 2-х месяцев. В случае положительного решения нужно подавать документы для регистрации в Росреестр.
Документы
Для оформления права собственности на земельный участок нужно предоставить следующие документы:
- заявление;
- паспорт;
- кадастровые документы;
- правоустанавливающие бумаги;
- квитанция об оплате госпошлины.
Зарегистрировать право собственности можно через Росреестр, МФЦ, Госуслуги, сайт Росреестра. Оформление займет две недели.
На видео о границах надела