С течением времени вопрос о выплате коммунальных платежей становится все более актуальным, так как цены растут, а доходы при этом увеличиваются далеко не у всех граждан.
В связи с этим правительство регулярно старается вводить все больше и больше новых мер, которые могли бы позволить упростить оплату коммунальных услуг для обычных граждан, предоставляя им различные упрощения.
Одним из таких изменений за последнее время является постановление Правительства о расщеплении платежей за коммунальные услуги.
Порядок оплаты ЖКУ
Порядок оплаты предоставленных гражданам коммунальных услуг предусматривает возможность использования нескольких вариантов проведения транзакций:
- использование наличной или безналичной формы платежей с помощью личного банковского счета плательщика;
- оплата счетов с помощью доверенных лиц любым из представленных в законах способом, который не противоречит нормам составленного соглашения;
- оплата коммунальных услуг в установленные сроки, но частично в соответствии с заведомо оформленной договоренностью;
- оформление платежей, которые будут использоваться в качестве предварительной оплаты.
Если человек пользуется жилой недвижимостью на основании договора социального найма, процедура оплаты коммунальных услуг может достаточно подробно описываться в составленном соглашении. Если документ имеется, то в таком случае нужно будет действовать в полном соответствии с установленным порядком, оплачивая коммунальные услуги в строго установленные сроки.
В случае пренебрежения данным условием в конечном итоге можно обойтись не только наложением пеней на имеющуюся задолженность, так как в соответствии с действующим законодательством управляющие компании могут инициировать окончательное выселение должника из занимаемого им жилья.
Зачем это нужно
Причина возникновения темы, связанной с необходимостью расщепления платежей, заключается в том, что Правительство должно было ввести правила, в соответствии с которыми бы осуществлялось регулирование расчетов между управляющими компаниями и другими лицами, занимающимися предоставлением коммунальных услуг гражданам.
Одним из ключевых аргументов, по причине чего было принято решение о расщеплении платежей представляет собой перечисление со стороны управляющих компаний оплаты за потребляемые коммунальные услуги в меньшем объеме, чем изначально было получено от потребителей, так как собрать 100% оплаты коммунальных услуг на практике абсолютно невозможно.
Отличным считается уровень в районе 95%, но даже при наличии подобной собираемости, а также полном перечислении требуемых средств управляющая компания в итоге остается с определенной задолженностью РСО, и уже примерно через шесть месяцев она становится банкротом.
Таким образом, проблема внесения неполных платежей за предоставленные коммунальные услуги представляет собой не свидетельство того, что в управляющей компании процветает воровство или она является посредником, а того, что на данный момент договорные отношения объективно не урегулированы.
Только в незначительном количестве случаев управляющие компании, имея довольно неплохой уровень сбора оплаты коммунальных услуг, в конечном итоге отправляют РСО для расчетов только определенную долю средств, которые были получены от потребителей, в то время как остальная присваивается самим участникам или же частично используется в дальнейшем для проведения ремонтных работ в доме.
Данная проблема представляет собой неправомерное экономическое поведение, которое в конечном итоге приводит к возникновению достаточно серьезных экономических проблем, связанных с расчетами с различными смежниками, вследствие чего в конечном итоге создаются негативные последствия и для добросовестных потребителей.
Постановление Правительства о расщеплении платежей за коммунальные услуги
В соответствии с Постановлением Правительства №253 устанавливаются ключевые требования, которые предъявляются управляющим компаниям, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, а также другим специализированным потребительским кооперативам в процессе проведения ими всевозможных расчетов с соответствующими ресурсоснабжающими компаниями за предоставляемые коммунальные услуги на основании составленных договоров.
Данные требования не могут использоваться в том случае, если в процессе проведения расчетов за какие-либо коммунальные услуги по нежилым или жилым помещениям в соответствии с нормами действующего Жилищного кодекса было принято решение, к примеру, после проведения общего собрания владельцев недвижимости в многоквартирном доме о внесении оплаты за коммунальные услуги уже непосредственно тем компаниям, которые занимаются поставкой ресурсов.
При этом стоит отметить тот факт, что указанные требования не могут применяться по отношению к тем ресурсам, которые оплачиваются в соответствии с решением ОС напрямую РСО.
Скачать Постановление о расщеплении платежей за коммунальные услуги
Данное постановление устанавливает, что управляющим компаниям и всем перечисленным кооперативам нужно до 1 сентября 2012 года полностью сверить всевозможные расчеты с ресурсоснабжающими компаниями за те ресурсы, которые были предоставлены им в соответствии с составленными договорами, которые были оформлены еще до того, как в силу вступили указанные требования.
После того, как поступают требуемые платежи от потребителей, на протяжении десяти рабочих дней ресурсоснабжающая компания вместе с управляющей организацией должны провести процедуру обмена информации между собой.
Порядок проведения таких операций должен устанавливаться в соответствии с договором ресурсоснабжения, причем передаваемые сведения должны в обязательном порядке включать в себя конкретное указание плательщика, сумму полученных средств, а также конкретный период, за который осуществлялось перечисление оплаты.
Как происходит процесс
В качестве пилотного проекта было использовано 46 различных многоквартирных домов, которые обслуживались различными частными или государственными компаниями. Жильцы этих построек совместно проголосовали за то, чтобы принять участие в процедуре расщепления платежей, в связи с чем в конечном итоге получили счета, в которых, помимо стандартных граф и строк после указания «всего к оплате» были указаны отдельные строки.
В частности, данные пункты включают в себя точную сумму оплаты, которая перечисляется в пользу ТС или ПОК, а также дополнительное извещение в нижней части страницы, где будет указываться полный перечень соответствующих реквизитов ПОКа.
В соответствии с Жилищным кодексом за все в многоквартирных постройках ответственность несет исключительно управляющая компания, которая занимается обеспечением текущего ремонта, а также полностью отвечает за качество предоставляемых коммунальных услуг. В то же время собственникам квартир нужно в обязательном порядке полноценно оплачивать предоставляемые услуги.
После принятия указанного постановления управдомам нужно уже на следующий день отправлять ресурсоснабжающим организациям платежи, которые были предоставлены обязанными гражданами за использованные ими коммунальные услуги.
На сегодняшний день существует огромнейшее количество управляющих компаний, счета которых были арестованы судебными приставами по причине подачи соответствующих требований со стороны кредиторов или же непосредственно тех компаний, которые занимаются поставкой требуемых ресурсов. Любые средства, которые отправляются на счет управляющей компании в данной ситуации, в дальнейшем будут отправлены для погашения возникшей задолженности.
В связи с этим, даже если управляющие компании принимают решение действовать в соответствии с правилами, которые прописаны в Постановлении №253, вести свою деятельность они нормально не смогут.
Сам по себе документ предусматривает определенные исключения, которые не применяются в том случае, если в процессе проведения общего собрания владельцев квартир в многоэтажном здании было принято решение о том, чтобы перечислять оплату за коммунальные услуги непосредственно в ту компанию, которая занимается поставкой требуемых ресурсов.
Таким образом, в результате расщепления платежей ресурсоснабжающие компании получают в конечном итоге полностью все средства, оплаченные населением за предоставленные им коммунальные услуги, в то время как управляющей компании предоставляется только сумма, оплаченная за содержание жилья.
Плюсы и минусы
Преимуществом данной системы стоит назвать то, что каждая организация получает непосредственно ту сумму, за которую предоставила свои активы. Таким образом, управляющей компании отправляется соответствующая часть средств за содержание жилья, в то время как различные компании, занимающиеся поставкой ресурсов, получают соответствующую оплату соразмерно объему их предоставления.
После того, как РЦ получает от компании, предоставляющей коммунальные услуги, указание о расщеплении платежей населения, контрагенты и подрядчики управляющей организации должны на протяжении последующего месяца получать предусмотренную им часть платежей вне зависимости от того, насколько качественно предоставляются услуги и в каком объеме это осуществляется.
В преимущественном большинстве случаев какие-либо корректировки платежей, учитывая качество и объемы предоставляемых услуг, в данном случае не предусматриваются, а если это и осуществляется, то на основании результатов, полученных по итогу отчетного периода, определенного в договоре между сторонами.
Так как владельцем транзитного счета в данном случае выступает РЦ, до того, как будет получено соответствующее согласие от него с последующим отправлением указания банку в процедуру расщепления не могут вноситься никакие корректировки.
Возможность только посредственного влияния управляющей организации на оплату некачественных коммунальных услуг существенно уменьшает ее назначение и роль в этом процессе, и это учитывая то, что возложение со стороны данной организации на РЦ обязанности по проведению расчетов с кредиторами по различным денежным обязательством никоим образом не изменяет ее положение в качестве организации, несущей ответственность перед обычными гражданами за качество предоставляемого обслуживания. В конечном итоге граждане могут просто не знать о том, кому они должны перечислять оплату и куда она реально идет.
Претензия за неуплату коммунальных платежей
может быть предъявлена государственными органами власти.
Что такое договор о реструктуризации задолженности по коммунальным платежам — узнайте далее.
Также мы расскажем, как разделить оплату коммунальных платежей между собственниками.
Как в пьесе у Александра Николаевича Островского «Без вины виноватые», так и в жизни, управляющие организации априори повинны во всех смертных грехах. Иногда складывается впечатление, что органы ГЖИ перенимают опыт «палочной системы» полиции, когда от количества выданных предписаний, отдельных сотрудников ГЖИ ждет поощрение. В данной статье мы поговорим о том, подпадает ли под нарушение лицензионных требований не соблюдение управляющей организацией порядка осуществления расчетов с РСО в части исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренным частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В силу части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющие организации, которые получают плату за коммунальные услуги от потребителей, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Надлежащее исполнение обязанностей по договору управления предусматривает выполнение управляющей организацией обязательных требований, установленных жилищным законодательством, в том числе Правилами
осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года № 416 (далее – Правила № 416).
Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, выполнением такого стандарта, как осуществление расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида.
Порядок
осуществления расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» (далее — Порядок № 253).
Согласно пункта 6
Порядка № 253, платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Исходя из п. 7 Порядка № 253, если ежедневный размер платежа, подлежащего перечислению в пользу РСО составляет менее 5 тысяч рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней.
Ранее мы публиковали статью, в которой рассматривалась ситуация, при которой суды всех инстанций признали незаконным предписание ГЖИ об обязании управляющей организации оплатить задолженность перед РСО.
Однако, хотелось бы предостеречь управляющие организации от возможных неблагоприятных последствий в виде предписаний ГЖИ об устранении нарушений лицензионных требований, выразившихся в нарушении порядка расчетов с РСО.
На сегодняшний день существует многочисленная судебная практика, согласно которой, нарушение сроков перечисления денежных средств, поступивших от потребителей в адрес РСО, является нарушением лицензионных требований.
Постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022 г. по делу № А45-36119/2017
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что потребители коммунальных услуг исполняли свои денежные обязательства, однако платежи потребителей за предоставление коммунальных услуг, поступающие управляющей организации, в сроки, установленные Постановлением
№ 253, и в объеме поступивших от потребителей платежей, управляющей организацией на счет РСО не перечислены, что является нарушением части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 4 Порядка № 253 и пункта 6.1 Договора ресурсоснабжения.
Поскольку Обществом не обеспечено соблюдение вышеперечисленных норм действующего законодательства, условий Договора ресурсоснабжения и доказательств обратного в материалы дела не представлено, у заинтересованного лица имелись правовые основания для выдачи предписания и изложенные в нем требования Инспекции об устранении указанных нарушений являются законными и обоснованными.
Постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 г. № 17АП-20259/2017-АК по делу № А71-13283/2017
Основываясь на ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, ч. 6.2. ст. 155 ЖК РФ, а также подп. «ж» п. 4 Правил № 416 суд указал, что управляющая организация обеспечивает осуществление расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Порядок осуществления расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».
Таким образом, соблюдение порядка осуществления управляющей организацией расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием.
Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 г. № 13АП-2306/2022 по делу № А56-84809/2017
Суд пришел к выводу что Правила № 253 носят обязательный характер, входят в систему жилищного законодательства, регулируют порядок обращения управляющей организацией с денежными средствами жителей многоквартирного дома при расчетах за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, на иные договоры энергоснабжения не распространяются.
Таким образом, предписание является законным, а Управляющая организация в рамках организации расчетов за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы обязана соблюдать требования пункта 6 Правил № 253.
Необходимо добавить, что некоторые управляющие организации ошибочно полагают, что установив в договоре с ресурсоснабжающей организацией иной срок внесения платы за коммунальные ресурсы, отличный от установленного Правилами № 253, могут обезопасить себя от претензий как со стороны РСО, так и надзорного органа.
Так, Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 г. № 17АП-2729/2017-АК по делу № А60-55164/2016 установлено, что, исходя из соглашения, заключенного между управляющей организацией и РСО, оплата электрической энергии должна производиться не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
При этом согласно п. 6
Порядка № 253 платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителя исполнителю.
Вместе с тем, общество как исполнитель коммунальных услуг осуществляет платежи в пользу РСО по истечении половины месяца с даты внесения платы потребителями, что не соответствует требованиям п. 6
Порядка № 253.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в результате денежные средства, поступившие в оплату обязательств перед исполнителем коммунальных услуг, подлежащие перечислению в РСО в исследуемый период до 01 сентября 2016 года, поступают в ресурсоснабжающую организацию в сроки, отличные от установленных п. 6, п. 7
Порядка № 253.
Следовательно, Общество не обеспечивает соответствие ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации.
В завершение необходимо сказать о том, что управляющие организации должны держать ухо востро и не забывать о том, что соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.
Компания «Бурмистр.ру» предлагает своим клиентам сервис «Сайты для УК и ТСЖ». Сайты интегрированы с реформой ЖКХ и ГИСом ЖКХ, а также отвечают всем требованиям законодательства. Вся необходимая информация о сервисе тут.
Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.