Характеристика земельного участка как объекта права собственности в 2020 году

Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный участок как объект недвижимости (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Земельный участок как объект недвижимости

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 03.08.2020)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020)
3
. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Земельный участок как объект недвижимости

Путеводитель по сделкам. Аренда недвижимости. Арендатор (субарендатор)
1.3.1. Бухучет при получении права на заключение договора субаренды земельного участка с целью строительства на нем объекта недвижимости (объекта основных средств)

Путеводитель по сделкам. Аренда недвижимости. Арендодатель
Корреспонденция счетов: Передача в аренду объекта недвижимости (земельного участка) и его возврат арендатором.

Формы документов: Земельный участок как объект недвижимости

Форма: Заявление об учете прав на земельный участок и/или объект недвижимости
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)

Форма: Сведения о земельных участках и объектах недвижимого имущества ФГУП
(Приказ Росимущества N 273, Минтруда России N 503 от 30.07.2014)

Как и где оформить право собственности на земельный участок

Регистрационные действия проводятся только на основании представленных документов. Неполнота представленной документации или ошибки при заполнении отдельных бланков могут повлечь отказ или приостановку регистрации. Для оформления права собственности владелец земли должен представить следующий комплект документов:

По правилам ГК РФ регистрационные действия проводятся в отношении юридически значимых действий с каждым объектом недвижимости, в том числе земельными наделами. Эту процедуру должны проходить все приобретатели – граждане, юрлица, частные предприниматели. Ключевые принципы регистрационных мероприятий заключаются в следующем:

Оформление земли в собственность в 2020 году

На основании решения производится процедура составления межи на реальном участке земли и оформляется кадастровый паспорт. Только после этого делянка вносится в Единый кадастровый реестр. Этому наделу присваивается единственный идентификационный номер, что поможет определять его среди многих сотен и тысяч подобных объектов. Затем представитель органа власти и заявитель могут заключить договор купли-продажи.

В случае получения земли в порядке наследственного процесса или наличия ранее принятого муниципалитетом решения о передаче в собственность данного участка, необходимости в оформлении договора нет. При этом не имеет значение, кто приобретает недвижимость – физическое или юридическое лицо.

Что дает свидетельство на право собственности на землю и какие изменения внесены в закон

Как выглядит новый документ на ваше право владения наделом? На данный момент основное подтверждение — выписка из Росреестра. Её вы получите после регистрации, повторно заказать справку можно в любой момент. Такая справка содержит обширную информацию о наделе и его владельце.

Кому принадлежит надел, которым вы пользуетесь? Является ли он вашим или муниципальным? Какие документы подтверждают ваши права? Что должно остаться на руках после приватизации надела? Как проверить собственность на свою землю через Росреестр? Продолжает ли действовать розовое свидетельство о праве владения землей?

Свидетельство на землю 2020

Свидетельство о праве собственности на землю выдается в течение 15 дней со дня подачи полного пакета документов, не включая день их представления. То есть, отсчет срока начинается со следующего дня. В случае электронной подачи документов регистрация проводится в течение суток.

Не следует путать этот документ с правоустанавливающими документами (договор купли-продажи, мены, приватизации, решение суда), которые свидетельствуют о возникновении права на объект недвижимости. Одного свидетельства недостаточно для совершения юридически действительной сделки, однако и без него она не будет иметь силы.

Дачная амнистия: нужно ли менять старое свидетельство на землю на новое

– С 15 июля 2016 года свидетельство о государственной регистрации права собственности как на жилую, так и на нежилую недвижимость не выдаётся. Вместо него собственники получают выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), которая имеет одинаковую юридическую силу со свидетельством о государственной регистрации права собственности. Если сведения о вашей недвижимости ранее были внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН), то они автоматически перенесены в ЕГРН. Менять свидетельство не требуется, но если хотите убедиться в том, что ваша недвижимость зарегистрирована, получите выписку из ЕГРН (она может быть как в электронном, так и в бумажном виде). Заказать электронную выписку можно, в частности, на сайте Росреестра. Бумажные выписки выдаются в МФЦ, в территориальных управлениях Росреестра или Федеральной кадастровой палаты.

Правда ли, что с 28 февраля власти регионов не смогут устанавливать верхнюю ценовую планку при проведении кадастровых работ (согласно Федеральному закону РФ от 24 июля 2007 № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»)? Увеличат ли финансовое бремя, которое ложится на дачников?

Как получить свидетельство о праве собственности на землю

  1. акт о предоставлении земли, составленный и подписанный органом госвласти в рамках его компетенции и в порядке, определенном законодательством;
  2. акт о праве лица на участок, составленный и подписанный уполномоченным органом в порядке, определенном законодательством;
  3. выписка из похозяйственной книги о наличии у лица права на землю, выданная органом местного самоуправления (если земля предоставляется для ведения подсобного хозяйства).

Регистрация выполняется в уполномоченном органе по местонахождению объекта недвижимого имущества. Регистрирующий орган после получения документов производит их оценку на предмет соответствия законодательным нормам. Если выявляются какие-либо нарушения или несоответствия, свидетельство заявителю не выдается.

Оформление свидетельства о праве собственности на землю

Такое свидетельство подтверждает регистрацию прав владельца в соответствии с принятыми законом нормами. Это означает, что гражданин, на чье имя выдано такое свидетельство, может распоряжаться землей по своему усмотрению: продавать, застраивать, сдавать в аренду, дарить, передавать наследникам по завещанию, делить, возделывать и т.д.

  1. Супруга после развода завладела купленной в период совместной жизни с бывшим мужем землей.
  2. Родственник незаконно вступил в права владения по наследству, не дождавшись 6 месяцев после смерти своего деда.
  3. Владелец соседнего земельного надела без ведома отобрал часть чужой земли.
  4. Супруг приватизировал участок без согласия жены и не вписал ее в собственники.
  5. Семья прописана в доме и владеет им законно, а земельный участок, на котором он стоит, оформлен на совершенно постороннюю личность.

Как зарегистрировать право собственности на землю и получить свидетельство

Проверка предоставленных для регистрации документов, в т. ч. оценка законности заключенной сделки (за исключением нотариально заверенных сделок), на предмет выявления оснований для отказа в регистрации осуществляется государственным регистрирующим органом (Росреестром).

  • заявление (составляется в Росреестре по образцу);
  • паспорт заявителя (если документы подает представитель, потребуется нотариально заверенная доверенность);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • кадастровый план;
  • договор купли-продажи (обмена, дарственная), заверенное у нотариуса согласие сторон на заключение сделки;
  • документы от продавца (паспорт, правоустанавливающий документ – например, свидетельство о наследовании).

Как получить свидетельство о праве собственности на землю

  1. Паспорт гражданина РФ либо иной документ, заменяющий его (второе больше актуально для иностранцев).
  2. Бумаги, подтверждающие наличие у вас права на конкретный земельный участок. К таковым относятся различного рода договоры (купли-продажи, дарения, мены), свидетельства о праве на наследство и т. д.
  3. Выписку из кадастрового паспорта земельного участка и копию кадастрового плана.
  4. Документ, призванный подтвердить уплату госпошлины за оказание вам услуги по регистрации. В 2015 г. размер пошлины за регистрацию сделок с недвижимостью, в т. ч. и с земельными участками, согласно п. 22 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, составляет: для физ. лиц — 2 тысячи рублей, для юридических — 22 тысячи рублей.
  5. Личное заявление о совершении регистрационных действий (образец его написания вам будет предложен в Росреестре).

Однако это не единственный вариант, так как подать необходимые бумаги на регистрацию права собственности можно и через многофункциональный центр. Такой порядок подачи документов можно даже назвать более предпочтительным, так как он позволяет избежать как минимум длительного стояния в очередях.

Как оформить право собственности на землю в 2020 году

Основная масса владельцев садовых участков и огородов должны ознакомиться со статьей 49 Закона 218-ФЗ, чтобы понимать, что полученные ими много лет назад наделы не прошли регистрацию в Государственном кадастре. И право владения следует сейчас оформить и получить соответствующий документ.

  • заявления по установленной форме с подписью лица, претендующего на право собственности или его представителя,
  • удостоверения личности заявителя (оригинала и копии),
  • доверенности, заверенной нотариусом, если от имени заинтересованного лица выступает представитель,
  • документа, на основании которого гражданин владеет землей (договор купли-продажи, бессрочном пользовании, завещание и т.д.),
  • кадастрового плана участка,
  • квитанции о том, что госпошлина уплачена.

Объекты права собственности на землю

Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла в собственность определенного субъекта (находится в его владении, пользовании и распоряжении).

К объектам права собственности на землю ЗК РФ относит ( ЗК РФ):

    1. земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным Российской Федерации (земельные участки в частной собственности);
    2. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно  ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Обязательные характеристики объекта права собственности на землю:

    • индивидуализация (кадастровый номер, определенные границы и месторасположение, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования);
    • качественные характеристики земельного участка (доли земли);
    • кадастровая оценка;
    • оборотоспособность;
    • делимость (соответствующий размер).

Объекты государственной собственности на землю

Объекты государственной собственности на землю

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    • федеральной собственности;
    • собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований ( ГК РФ, ЗК РФ).

Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта права государственной собственности называются не земельные участки, а земли. Таким образом, признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования (разграничения) земельных участков.

В федеральной собственности находятся земельные участки (ст. 17):

    1. которые признаны таковыми федеральными законами;
    2. право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным .

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки (ст. 18):

    • которые признаны таковыми федеральными законами;
    • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным ;
    • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Объекты муниципальной собственности на землю

Объекты муниципальной собственности на землю

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

    1. которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
    2. право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
    4. которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Субъекты права собственности на землю

Субъекты права собственности на землю — лица, ко­торые в установленном порядке признаны или являются собственни­ками конкретного земельного участка.

К субъектам права собственности на землю ЗК РФ относит ( ЗК РФ ):

    1. физических лиц (граждан; лиц без гражданства и иностранных граждан — с ограничениями);
    2. юридических лиц (в т.ч. иностранных — с ограничениями);
    3. Российскую Федерацию;
    4. субъектов РФ;
    5. муниципальные образования.

Для субъекта права собственности на землю обязательно наличие праводееспособности.

От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований полномочия осуществляются специально уполномоченными органами, которые могут выступать в качестве:

    • собственника;
    • административного органа.

Замечание по иностранным гражданам

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

    • на приграничных территориях, которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с о Государственной границе Российской Федерации, и
    • на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

О правах иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на земельные участки в границах морского порта см. от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

О правах иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения см. от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ

ВНИМАНИЕ!

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Пленума ВС РФ от 29 ноября 2020 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному от 28.11.2020 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но 1 октября 2020 года).

Соцсети (обновления статей)

В вопросах земельных отношений, следует ориентироваться закон о земельных участках РФ в актуальной редакции. Земельный Кодекс сохраняет за собой статус базового нормативно-правового документа на территории РФ. Его положения посвящены правоотношениям, возникающим при использовании и охране отечественных территорий, принадлежащих населению и предприятиям на правах собственности или арендных договоров.

С начала декабря 2015г. Официальный статус обрел №251-ФЗ, обязывающий землевладельцев ставить принадлежащее им недвижимое имущество на учет в ЕГРП. В отношении уже существующих земельных наделов, данные мероприятия необходимо провести до начала 2017г. По прошествии обозначенного срока, территории, сведения о которых не отражены в ЕГРП, перейдут в разряд муниципальных. Это позволяет продавать объекты третьим лицам без направления какого-либо уведомления предыдущему владельцу, поскольку данные о таковом в официальных базах отсутствует. На данный момент, 70-80% российских земельных наделов не отражены в ЕГРП.

Действующая редакция Закона допускает снятие с учета в Госкадастре объектов, которые в течение пяти лет с момента постановки на учет, не были отражены в ЕГРП.

федеральный закон 2020Такие земли считаются собственностью местного муниципалитета. Наибольшему риску подвержены дачники, поскольку большинство из них получило земли во владение более 20 лет назад и не предпринимало каких-либо действий, направленных на постановку объектов на регистрационный учет.

Обновленные законодательные нормы допускают перевод в статус бесхозных территорий, данные о которых отсутствуют в ЕГРП, на протяжении последних пяти лет они не состояли на учете в Госкадастре. Бесхозная территория подлежит передаче в ведение муниципальных властей. Дачник может и вовсе не знать, что указанная территория ему более не принадлежит. Он не станет участником судебного процесса, поскольку в иске земля будет числиться в качестве бесхозной. Если на территории расположен дом, в котором проживает человек, то ему придется искать новое место жительства или договариваться с новым землевладельцем о покупке недвижимости на его условиях.

В 2020г. Землевладельцы должны будут дополнительно заказывать межевые работы, которые позволят графически обозначить территорию на публичной кадастровой карте. Отсутствие сведений о проведенном межевании станет преградой на пути к совершению любых юридически значимых действий с земельным наделом.

Итак, владельцы территорий, не поставленных на учет в Госкадастре недвижимости, могут лишиться собственности и не узнать об этом своевременно. Работы по межеванию в услугах компании Мосземком!

Сомнительная цена

В следующем году базой для расчета имущественного налога станет кадастровая стоимость территории. Если налоговая ставка останется прежней (от 0,1 до 2%), то стоимость земель может увеличиться на порядок. Это превратится в серьезную проблему для рядового налогоплательщика.

Утвержденные коррективы наделяют Государство исключительными правами на оценку кадастровой стоимости земель. С 2017г. Обозначенная сумма будет отображаться в Госкадастре. Сейчас заниматься вычислением кадастровой стоимости могут и частные компании соответствующей специализации. События ведут к появлению государственной монополии, с предсказуемыми негативными последствиями и злоупотреблениями со стороны уполномоченных сотрудников. В компетенции региональных властей будет находиться не только проведение оценки, но и утверждение готовых результатов.

Возникает необходимость в создании дополнительного штата чиновников, которые станут заниматься проведением оценки в рамках специализированных государственных учреждений или ГБУ. Это не позволит властям сократить финансовые издержки, хотя необходимость в подобных мерах стала очевидна с началом экономического кризиса.

Следующим проблемным моментом считают вычисление кадастровой стоимости. Нередко кадастровая оценка территории существенно разнится с реальной рыночной стоимостью объекта. Это порождает необходимость обращения в судебную инстанцию для защиты законных интересов, со стороны населения. Чиновниками была сформирована принципиально новая методика оценки кадастровой стоимости, которая должна решить указанную проблему. Процесс подвергается стандартизации и унификации, поэтому ситуативные факторы утрачивают весомое влияние. Достоверность вычисления кадастровой стоимости территории во многом определяется тем объемом информации, которой владеет оценщик в отношении конкретного объекта. Оформить кадастровый паспорт дом и участок.

В борьбе за собственные права

Важным положительным моментом грядущих изменений эксперты считают внедрение усовершенствованного механизма по уточнению кадастровой стоимости территории. Собственники смогут выступать инициаторами внесения уточненных данных в первоначальную величину кадастровой стоимости земли. Это позволит вносить коррективы, учитывающие текущую динамику рынка недвижимости. Для граждан это сулит предоставлением дополнительных возможностей по снижению расходов на оплату налоговых сборов.

Сегодня землевладельцы обращаются в судебную инстанцию по двум наиболее распространенным причинам:

  • в случае значительного превышения утвержденной кадастровой оценки фактической рыночной стоимости;
  • в случае использования для расчета кадастровой стоимости некорректных сведений.

Судебная практика демонстрирует, что более чем половине заявителей удается отстоять свои интересы и снизить величину кадастровой стоимости территории. Это заметно сказывается и на величине налоговых сборов, начисляемых в дальнейшем на объект недвижимого имущества.

Текущая ситуация

Изменения в вопросах кадастрового учета обусловлены текущими экономическими реалиями. Власти преследуют цель увеличения бюджетных поступлений, поэтому вынуждены двигаться в сторону применения рыночной оценки земель.

Прежде землевладельцы могли ссылаться на величину инвентаризационной оценки, которая была на порядок ниже рыночной стоимости. Введение дополнительных налоговых сборов способствует стабилизации дефицита бюджета.

Остались вопросы? Заполни заявку!

онлайн заявка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: