Постановка на кадастровый учет занимает от 2-х недель, а бывает длится годами. Любые сделки с участками без определения координат будут запрещены
В сложностях законодательства читателям помогает разобраться и.о. начальника отдела регистрации прав управления Росреестра по Хабаровскому краю Наталья Михайлова.
— Спешим успокоить дачников и садоводов: по закону процедура межевания пока не является обязательной. Законодательного акта, обязывающего землепользователей межевать землю, в настоящий момент не существует. Российское законодательство не обязывает правообладателя земельного участка проводить межевание и уточнение границ участка: сейчас эта процедура проводится на усмотрение собственника и носит добровольный, заявительный характер.
Что же за законопроект, на который ссылаются, когда говорят о том, что до 1 января 2022 года надо размежевать дачу?
Сухим языком закона
С 1 января 2022 года запрет на распоряжение земельными участками, границы которых не уточнены, устанавливался пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 22.12.2014 № 447-ФЗ, вносящего соответствующие изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ.
Однако с 1 января 2017 г. Федеральным законом от 03.07.2016 № 361-ФЗ указанное положение было исключено. В настоящее время сохраняется весьма общее указание на запрет сделок с земельными участками без границ в дорожной карте «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденной распоряжением Правительства РФ № 2236-р.
Конкретно речь идет о пункте 21.4. дорожной карты, который предусматривает вступление в силу с 1 января 2022 г. изменений в законодательство об исключении положений, допускающих внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в отсутствие в реестре сведений о координатах характерных точек границ земельных участков.
Таким образом, действующее законодательство РФ не содержит норм, запрещающих распоряжаться земельным участком, границы которого не установлены. Однако такой запрет может быть определен законодателями до конца 2017 года, необходимо отслеживать происходящие изменения законодательства РФ в сфере земельных отношений.
Если не провести межевание участка до 2022 года, чем это грозит?
Ничем. Даже если закон вступит в силу, естественно, право собственности на землю с неуточненными границами никто не прекратит. Однако продать, подарить или завещать земельный участок, даже если право собственности зарегистрировано, будет нельзя — чтобы распорядиться участком, придется пройти процедуру межевания. Если вы не планируете в будущем году совершать сделки с землей, можете не торопиться.
Что такое межевание и какое преимущество дает собственнику?
Само понятие межевания произошло от слова «межа».
Толковый словарь объясняет так: межа – это граница или рубеж. Соответственно межевание участка — это точное определение его границ. Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) содержит информацию о 392 тысячах земельных участках Хабаровского края. И только у 35% процентов из них точные границы определены! Принятый в 2006 году закон о «дачной амнистии» существенно упростил порядок оформления прав граждан на некоторые объекты недвижимости, в том числе отменил обязательность проведения процедуры межевания земельных участков.
Даже для того, чтобы продать участок, сейчас не обязательно делать межевание и устанавливать границы. Процедура оформления земли в собственность стала простой и дешевой. Однако это весомое удобство не обошлось без подводных камней. Как правило, причиной большинства конфликтов и судебных споров. между владельцами смежных земельных участков является отсутствие точно определённых границ. Вряд ли найдется хоть одно СНТ, где ни один участок не накладывается на другой.
Вернее, на самом деле никто ни на кого не накладывается, у всех стоят заборы и все знают: вот моя земля, вот соседская. В реальной жизни наложений нет. Но в государственной учетной документации они есть. Кадастровый инженер, который проводит межевание, берет официальное согласие соседей, что ваш забор установлен именно там, где ему положено, и не захватывает чужую территорию. Но в ходе замеров может, например, выясниться, что из-за ранее допущенной кадастровой ошибки при межевании соседнего участка забор установлен неправильно, загораживает часть соседского участка.
Если с соседями получится найти компромисс, кадастровый инженер подготовит межевой план, в котором зафиксирует ошибку и приложит проект исправления, а также акт согласования с соседями. Если же соседи откажутся «передвигать» границы, придется обращаться в суд. В более выгодном положении окажутся собственники, которые первыми провели процедуру межевания и поставили свой земельный участок на кадастровый учет.
При этом в суде правообладателям зачастую сложно доказать, где должна была проходить граница земельного участка. Именно в такой ситуации возможны злоупотребления, споры, а также самовольный захват земельного участка со стороны соседей и иных лиц. Поэтому мы всегда советуем: есть возможность – сделайте межевание. Установленные границы земельного участка в первую очередь дают собственнику уверенность в своих правах на землю, являются гарантом неприкосновенности границ земельного участка. Например, покупка земельного участка без установленных границ не гарантирует, что вы приобрели именно ту землю, которая вам понравилась: участок может находиться в другом месте и иметь другую площадь.
При оформлении права собственности на землю будет указан очень примерный размер участка. Если будет проведено межевание после своих соседей по границе межи, то вам может достаться участок меньшей площади, а это часто приводит к раздору в отношениях с соседями. Ведь именно из-за отсутствия четких границ земельного участка и возникают споры, межевание же в данном случае поможет четко знать – где мое, а где чужое. Кто проводит процедуру межевания и как найти такого специалиста? Работы по межеванию проводит кадастровый инженер. Кадастровые инженеры – специалисты, осуществляющие подготовку документов (технические и межевые планы, акты обследования и т.д.) для постановки недвижимого имущества на государственный кадастровый учет. Сегодня в Хабаровском крае действуют 368 квалифицированных кадастровых инженеров.
Какие документы нужны, чтобы провести межевание участка?
Для проведения процедуры межевания понадобятся документ о праве собственности на земельный участок и его кадастровый номер. Также за этой услугой можно обращаться с постановлением администрации о предоставлении земельного участка, нотариальным свидетельством о праве на наследство, решением суда, договором купли-продажи, мены, дарения. Ещё понадобится паспорт правообладателя земельного участка. Если кто-то действует от имени собственника, необходима доверенность. Как узнать, проведена ли процедура межевания земельного участка?
Информация об установленных границах земельных участков указана также в кадастровой выписке, которую можно заказать в МФЦ, с помощью Единого портала государственных услуг (gosuslugi.ru). На портале Росреестра (rosreestr.ru) в разделе «Публичная кадастровая карта»: просто ввести кадастровый номер или адрес участка. Формулировка «без координат границ» означает, что расположение участка в кадастре указано примерно. Следовательно, межевания не проводилось. Нужно ли делать межевание повторно? Межевание делается один раз и срока годности не имеет.
Достаточно уточнить границы один раз и пользоваться этим земельным участком по праву. Но если вы планируете разделить, соединить, перераспределить земельный участок — потребуется новое межевание.
Межевание дач
5000 рублей
8-924-212-54-98
2. Для получения объективных и достоверных данных Данная экспертиза необходима в связи с тем, что часть полей была вспахана. Экспертиза даст возможность определить происходили ли изменения объектов местности в течение 2010-2013 годов в результате возможной вспашки полей на земельном участке – наличие деревьев и кустарников, состояние почвенно-покровного слоя и т.д. Будет получено документальное подтверждение о невыполнении работ по вспашке земельного участка.
Акт осмотра земельного участка для суда
С учетом недостатков представленного заключения, пояснений ответчика о приведении участка в первоначальное состояние, а также возражений относительно относимости и достоверности представленного истцом заключения эксперта, суд первой инстанции определением от 06. Экспертам предложены варианты раздела земельного участка судом или одной из сторон по делу истец ответчик. В представленных в материалы дела актах обследования земельного участка указано на то, что земельный участок занят временными сооружениями, принадлежащими обществу с ограниченной ответственностью автокемпинг, обществу с ограниченной ответственностью агрон, индивидуальному предпринимателю евсееву дмитрию николаевичу, при этом объективных доказательства тому истец не приводит.
Акт осмотра земельного участка для суда
Актом обследования земельного участка, признается документ, создаваемый кадастровым инженером после выезда на место нахождения сооружения или здания. Фактически он необходим для подтверждения отсутствия сооружений на участке, о прекращении их существования.
Акт обследования земельного участка
Типовая форма акта обследования земельного участка расположенного в границах особо охраняемой природной. Товары, участвующие в акции, выставлены в торговом зале в напольных корзинах. На основании протоколов собраний жителей деревни красная роща и села старая слобода пахотные работы в период 2010-2015 годы не проводились, поле использовалось для сенокошения.
Образец акта обследования земельного участка
Акт осмотра земляного участка эталон для трибунала — акт обследования построек и сооружений.Акт выбора земляного участка зу это документ в котором как текстом.независящая оценка земли от 4000р оценка для трибунала нотариуса мы на рынке более 20 акт осмотра земляного участка нужен.Акт обследования на местности земляного. Закажите акт обследования строения либо земляного участка в москве либо. В применяемой вами версии браузера веб-сайт может работать некоректно. Приложение техэксперт каждому техническому спецу строителю, проектировщику, энергетику, спецу в области охраны труда.
Акт осмотра земельного участка для суда
+ См. :
Приказ Роскомзема от 12 января 1994 г. N 1 «О Положении о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации»;
Инструкцию по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России (утв. приказом Минприроды России от 25 мая 1994 г. N 160);
Инструкцию о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях (утв. приказом Госстроя РФ от 2 августа 1999 г. N 18)
письмо Госкомсанэпиднадзора РФ от 9 ноября 1995 г. N 11-20/23-111 «О разъяснении порядка осуществления контроля»
Сообщение отредактировал земельщик: 20 Март 2006 — 22:32
Конференция ЮрКлуба
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2015 г
Настоящий акт составлен в соответствии с решением общего собрания членов СНТ Аннино (протокол #3 от 6 июля 2013 г. п. 5.4.1) и Правилами внутреннего распорядка и пользования общим имуществом Садового некоммерческого товарищества «Аннино» (глава V) членами Общественной комиссии по контролю за санитарным и противопожарным состоянием территории:
Акт проверки использования земельного участка
Акт обследования (осмотра) движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложе. Акт осмотра территории образец,пример заполнения формы 15001 новая,скачать бесплатно песню тока тока тока на англиском,приказ о положении об оплате труда образецЕдиный расчетно-кассовый центр» МП «ЕРКЦ».
Акт осмотра земельного участка образец
Во-вторых, это проведение строительных работ по достройке здания, исключающая реконструирующую деятельность всего строения. Это означает, что размеры площади и изменение параметров строительной площади, указанных в кадастровом паспорте объекта, не подвергаются трансформации. В этом случае допускается только внутреннее изменение отдельных помещений самого здания.
Акт обследования — земельного участка, строения, сооружения
3. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Акт обследования земельного участка земельный кодекс
Акт обследования представляет собой документ, который подтверждает прекращение существования объекта недвижимости в связи с его гибелью или сносом. Акт составляется по результатам осмотра места нахождения объекта и заверяется подписью и печатью кадастрового инженера.
Акт обследования объекта недвижимости
потому советуем к поиску спеца подходить со всей ответственностью, пристально проверяя его возможности. В итоге мне не только посодействовали выиграть торги, но и оформлибо все документы в росреестре. Добавлю еще, что в обязанности земкома заходит установить по вашему заявлению захват участка, оформить это письменно и простимулировать захватчика убрать забор штрафом и протоколом (как гласит). Акт осмотра земляного участка — — отправлено в недвижимость коллеги, подскажите пожалуйста.Акт обследования земляного участка 2 акт.Обследование земляного участка очень принципиально. Снятие неподвижного имущества с кадастрового учета не имеет прямого дела к отказу от права на имущество, это различные процедуры. Акт обследования земляного участка — выяснить цена на.Акт обследования земляного участка эталон типового бланка.
Образец акта обследования земельного участка
С этим диском собственник земляного участка обращается в кадастровую палату. Оформить акт можно за 5 рабочих дней, для этого пригодится всего два документа. Если восстановление глупо либо экономически необоснованно, собственник должен организовать снос, а после произвести обследование. Проверка будет оформляться актом административного обследования земляного участка (постановление 251 от 8.
Акт осмотра земельного участка образец
Важно! До 01.01.2017 участок земли, капитальное строение, помещение признавались временными, если в отношении них произведена процедура постановки на учет в кадастре, но права не зарегистрированы. В настоящее время данное понятие в законодательстве отсутствует.
Как снять с кадастрового учета объект недвижимости
03 Дек 2022
piterurist
46
Земельный контроль — материалы проверки представляют собой пакет документов, составляемых в ходе и по результатам проведения проверки соблюдения земельного законодательства. Об особенностях земельного контроля и документах, оформляемых по его итогам, и расскажет предлагаемая нами статья.
Земельный контроль — правовые аспекты
Надзорные органы и их компетенция
Обследование земельных участков
Проверки землепользователей
Итоги проверки, образец акта проверки соблюдения земельного законодательства
Земельный контроль — правовые аспекты
Согласно статье 71 ЗК РФ, государственный земельный контроль (надзор) — это совокупность мероприятий, проводимых в целях исследования соблюдения норм ЗК РФ, условий и целей использования земли, а также выявления и пресечения нарушений в сфере земельного законодательства. Проводится земельный контроль в форме надзора (статья 71 ЗК РФ), в рамках которого сотрудниками федеральных органов власти осуществляются периодические проверки участков землепользователей, а также в виде обследования (статья 71.2 ЗК РФ), предполагающего дистанционное наблюдение и анализ деятельности владельцев земли.
Статья 72 ЗК РФ также наделяет правом проводить контрольные мероприятия в отношении землепользователей органы местной власти. Порядок контроля и полномочия таких органов устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в каждом регионе самостоятельно. При этом их сотрудники, согласно пунктам 5 и 6 статьи 72 ЗК РФ, вправе лишь выявлять допущенные нарушения законодательства и составлять акты об обнаруженных нарушениях. Копии составленных актов подлежат направлению в течение 5 дней в федеральные органы, осуществляющие земельный надзор, для их проверки и принятия решения о привлечении виновных лиц к ответственности (применение мер административного воздействия на землепользователей не входит в компетенцию местной власти).
Надзорные органы и их компетенция
Разграничение компетенции надзорных органов проводится согласно положению, принятому постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 02.01.2015 № 1 (далее — Положение), согласно пунктам 2–5 которого контрольные мероприятия вправе проводить:
- Росреестр, проводящий проверки, касающиеся:
- соблюдения целей использования земли, наличия правомочий лиц, владеющих участками, пресечения самовольного строительства и иного незаконного использования земель;
- законности предоставления участков органами власти в собственность или аренду гражданам и организациям, наличия и правильности оформления правоустанавливающих документов на землю;
- приведения участков в состояние, отвечающее разрешенным целям использования (контроль за сносом самостроя, рекультивацией земель и т. д.).
- Россельхознадзор, следящий за соблюдением:
- требований сохранности плодородного слоя почвы, а также норм, касающихся применения пестицидов и удобрений;
- правил мелиорации и защиты почвы от эрозии;
- обязанностей пользователей земли по проведению рекультивации после выполнения строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ.
- Росприроднадзор, контролирующий соблюдение:
- требований о предотвращении ухудшения состояния земли;
- режима лесопользования и правил землепользования в прибрежных и водоохранных зонах;
- обязанностей по рекультивации земель после разработки недр и строительства (сноса) объектов лесоразработки;
- требований на запрет снятия плодородного слоя почвы.
Обследование земельных участков
Обследование земельных участков
Порядок обследования и перечень документов, составляемых по его итогам, определен правилами, введенными в действие постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 18.03.2015 № 251 (далее — Правила). Согласно пункту 2 Правил, административное обследование предполагает систематическую работу, направленную на изучение состояния и методов пользования землей. Обследование проводится путем изучения документации о земельном участке, его владельцах и разрешенном режиме пользования (наличии ограничений, запретов и т. д.), а также сопоставления полученной информации с данными визуального наблюдения, результатами аэрофотосъемки и различных видов исследований (агрохимического, почвенного, токсикологического и пр.).
Проведение обследования не требует какого-либо согласования и предварительного оповещения владельцев земель, так как в ходе него не осуществляется взаимодействие инспекторов с правообладателями объектов земельных отношений. Проводится данная процедура, согласно пункту 7 Правил, преимущественно в отношении наиболее ценных земель, востребованных в гражданском обороте. Также особое внимание уделяется сельхозугодиям, используемым для селекционного животноводства и семеноводства.
Оформление результатов обследования
Согласно пунктам 8 и 11 Правил, при отсутствии нарушений со стороны землепользователей проверяющий орган составляет соответствующее заключение. При этом повторное обследование такого участка не допускается в течение 2 лет, а плановая проверка, согласно пункту 10 Правил, не может проводиться в течение 3 лет с момента проведения обследования.
В случае обнаружения специалистами, проводившими обследование, правонарушений готовится акт, в котором помимо информации об участке указываются способы проведения обследования в конкретном случае, а также перечисляются выявленные нарушения. Сам по себе такой акт не является основанием для привлечения к ответственности, однако в силу пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ служит поводом для проведения внеплановой проверки со стороны контролирующих органов.
Важно также помнить, что осуществлявший обследование орган власти, согласно пункту 12 Правил, обязан в течение 10 дней после проведения проверки опубликовать на своем ресурсе в интернете акт обследования либо заключение об отсутствии нарушений на обследованном участке.
Проверки землепользователей
Основной формой контроля соответствия деятельности землепользователей законодательству является, согласно пункту 5 статьи 71 ЗК РФ, проведение плановых или внеплановых проверок. Порядок их проведения регламентируется нормами ЗК РФ, упомянутого выше Положения, а также закона «О защите…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Согласно пункту 5 статьи 71 ЗК РФ, в рамках проведения проверок сотрудники надзорных органов имеет право письменно запрашивать у землепользователей информацию (документы):
- о правах на земельные участки и имеющиеся на них объекты;
- владельцах участков,
- характере и видах осуществляемой производственной и иной хозяйственной деятельности;
- пределах разрешенного использования земли;
- иные сведения, относящиеся к предмету проверки.
В случае необходимости при предъявлении удостоверения и копии соответствующего документа (приказа о проведении проверки) уполномоченные сотрудники вправе осуществлять осмотр как самостоятельно, так и с привлечением специалистов в целях уточнения соответствия фактической деятельности землепользователей сведениям, обозначенным в правоустанавливающих документах, и требованиям законодательства.
Срок проведения проверки, согласно статье 13 ФЗ № 294, не может превышать 20 дней. Его продление допустимо лишь в случаях необходимости проведения сложных экспертных исследований, но допускается оно также не более чем на 20 дней.
Важно помнить, что каждая из 3 надзорных служб, согласно пункту 8 Положения, готовит отдельный план проверочных мероприятий, поэтому проверки по предмету надзора каждой из них не синхронизируются и могут проходить в разное время.
Плановые проверки
Согласно части 4 статьи 9 ФЗ № 294, контролирующими органами осуществляется ежегодное планирование проверочных мероприятий. Сведения о планируемых проверках общедоступны и размещаются на сайте Генпрокуратуры РФ не позднее 31 декабря года, предшествующего плановому периоду.
В плане указываются:
- наименования проверяемых организаций;
- основания и цели осуществления контрольных мероприятий;
- даты начала и общие сроки проверки;
- наименование органа, проводящего проверку (если она совместная — всех осуществляющих ее органов).
О предстоящем контрольном мероприятии, согласно требованиям части 12 ФЗ № 294, землепользователь должен быть уведомлен письменно (в бумажном или электронном виде) за 3 дня до его начала.
Согласно части 2 статьи 9 ФЗ № 294, плановые проверки каждой из служб не должны проводятся чаще, чем 1 раз в 3 года. Однако в отношении землепользователей, согласно пунктам 4(1), 5(1), 10(1) Положения, каждой из надзорных служб применяется система определения рисков, в рамках которой землепользователю может быть присвоена умеренная или средняя категория вероятности допущения нарушений, на основании которой и определяется частота проведения проверок. При наличии средней степени риска проверки проводятся 1 раз в 3 года, умеренной — 1 раз в 5 лет. Категории риска присваиваются решениями соответствующих надзорных служб на основании приложений № 1 и 2 к Положению.
ВАЖНО! В силу требований пунктов 4(3), 10(4) Положения плановые проверки не проводятся, если в отношении землепользователя категория риска не установлена.
Внеплановые проверки
Проведение внеплановой проверки допустимо только при наличии веских оснований, перечень которых является исчерпывающим и содержится в пункте 6 статьи 71.1 ЗК РФ, а также статье 10 ФЗ № 294.
В частности, надзорные органы вправе принять решение о проведении такой проверки в случае:
- неисполнения в установленный срок предписания надзорного органа, выданного по результатам предыдущей проверки (как плановой, так и внеплановой);
- поступления жалоб, заявлений или иной достоверной информации о наличии нарушений со стороны землепользователя;
- выявления в ходе обследования признаков нарушения земельного законодательства;
- заявления самого землепользователя о выдаче ему лицензии или наделении его специальным статусом;
- возникновения угрозы или нанесения вреда людям, растениям, животным, памятникам, безопасности государства, правопорядку либо осуществления землепользователем деятельности, создающей вероятность возникновения чрезвычайных происшествий, аварий;
- непредставления в срок декларации об использовании участка, полученного по договору безвозмездного пользования на Дальнем Востоке (часть 23 статьи 8 закона «Об особенностях…» от 01.05.2016 № 119-ФЗ);
- наличия у надзорных органов сведений об использовании сельхозугодий не по назначению в течение 3 лет (пункт 16 статьи 6 закона «Об обороте…» от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Внеплановая проверка может быть как документальной, то есть проводиться путем направления запросов и получения необходимых документов и сведений от владельца участка, так и выездной, в рамках которой проводится непосредственный осмотр земельного участка.
Уведомление о проведении проверки
При принятии решения о проведении внеплановой проверки оно, согласно части 9 статьи 10 ФЗ № 294, должно быть согласовано с местными органами прокуратуры. Согласование такого решения производится в день его поступления в местный орган прокуратуры.
Предмет согласования — соблюдение таких требований законодательства о проведении проверок, как наличие необходимых оснований и контрольных полномочий у надзорного органа и правильность оформления соответствующего решения о проведении проверки.
О предстоящей проверке, согласно части 16 статьи 10 ФЗ № 294, землепользователь должен быть уведомлен любым доступным надзорному органу способом не позднее чем за сутки до начала контрольных мероприятий. Однако стоит помнить, что проведение проверки допустимо и без предварительного информирования землепользователя, если на участке причиняется (или уже причинен) вред здоровью людей, животных, растений, природе, памятникам, либо в результате деятельности имеется вероятность возникновения аварий и ЧС (часть 17 статьи 10 ФЗ № 294).
Итоги проверки, образец акта проверки соблюдения земельного законодательства
По результатам проведения контрольного мероприятия (как планового, так и внепланового) составляется, согласно пункту 7 статьи 71 ЗК РФ, соответствующий акт, в котором фиксируются факт соблюдения требований законодательства при проведении проверки и ее результаты. При этом унифицированной формы для акта земельного контроля законом не установлено, поэтому государственные или муниципальные надзорные органы могут составлять подобные документы в произвольном виде.
Важно лишь проследить, чтобы в акте содержались необходимые реквизиты:
- наименование органа, проводившего проверку;
- наименование документа;
- место, дата начала и время проведения проверки;
- вид и форма проверки (документальная или выездная, плановая или внеплановая);
- Ф. И. О. и должности сотрудников контрольных органов и специалистов, присутствовавших при проведении проверки;
- сведения о собственниках (владельцах) проверяемого участка и иных лицах, присутствовавших при проведении проверки;
- сведения о разъяснении прав и обязанностей лицам, чьи участки являются предметом проверки;
- информация о наличии нарушений либо их отсутствии;
- информация о возражениях со стороны землепользователя или присутствующих лиц;
- сведения о вручении копии акта владельцу участка;
- подписи лиц, проводивших проверку.
Образец оформления акта с использованием всех необходимых реквизитов вы можете скачать на нашем сайте.
Фиксация нарушений при проверке
Согласно пункту 7 статьи 71 ЗК РФ, при обнаружении нарушений со стороны землепользователя помимо акта составляется предписание об устранении нарушений. Основная цель составления данного документа — установление разумного срока для устранения допущенных нарушений. При этом предписание, в отличие от акта, имеет унифицированную форму, утвержденную приказом Минэкономразвития «Об утверждении…» от 26.12.2014 № 851.
В случае неисполнения требований, которые указаны в предписании надзорными органами, помимо привлечения к административной ответственности виновного лица может быть в силу требований статьи 54 ЗК РФ поставлен и вопрос об изъятии земельного участка, используемого не по назначению. При этом важно понимать, что изъятие участка, согласно пункту 1 статьи 54 ЗК РФ, возможно только при наличии судебного решения и применимо лишь в отношении участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования.
***
Подводя итог, отметим, что процедура проведения проверок и требования к составляемой по их итогам документации жестко регламентированы целым рядом нормативных актов, что позволяет максимально упорядочить работу надзорных органов и защитить права землепользователей при проведении земельного контроля.
Читайте нас в Яндекс.Дзен
Яндекс.Дзен
Процесс снятия объектов недвижимости с кадастрового учета важен не менее, чем учет объектов вновь построенных. Несвоевременное обновление сведений в Едином государственном реестре капитального строительства влечет за собой нежелательные последствия: налогообложение непригодных к использованию или полностью уничтоженных зданий, невозможность продать земельный участок, на котором находился утраченный объект, или начать новое строительство.
Актуализация сведений в кадастровом реестре производится на основании акта обследования зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства. Что же представляет собой данный документ, когда он необходим и как его оформить?
В каких случаях требуется акт обследования
Согласно части 1 статьи 23 действующего Федерального от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации), акт обследования зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства — это документ, в котором кадастровый инженер по итогам осмотра подтверждает прекращение существования объекта по причине гибели или уничтожения. Акт обследования имеет форму электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью аттестованного кадастрового инженера. Если договор подряда это предусматривает, возможно изготовление акта на бумажном носителе.
Важно!
С 1 января 2017 года взамен действующего Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вступает в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Итак, акт обследования доказывает, что недвижимость полностью или частично перестала существовать. Необходимость составления документа обусловлена тем обстоятельством, что уничтожение объекта в результате чрезвычайного происшествия, техногенной катастрофы или другого форс-мажора де-факто не служит поводом для снятия строения с кадастрового учета. Основанием для внесения изменения в реестр также не является, например, соответствующая справка из подразделения МЧС. То есть фактическая гибель строения с юридической точки зрения не является основанием, например, для снятия уничтоженного объекта с налогового учета или для начала нового строительства.
Итак, акт обследования зданий и сооружений необходим в случаях:
- гибели объекта недвижимости;
- умышленного уничтожения объекта (сноса);
- аннулирования временной постановки на учет и др.
Справка
Под гибелью или уничтожением гражданское законодательство понимает необратимое прекращение существования объекта, его невозможность удовлетворять потребности владельца. Если в результате наводнения, пожара, землетрясения или оползня здание разрушено частично, речь будет идти не об уничтожении, а об изменении его свойств. Если восстановление бессмысленно или экономически неоправданно, собственник должен организовать снос, а после — произвести обследование.
Таким образом, право собственности и начисление налогов за пользование недвижимым имуществом прекращается только после внесения на основании акта обследования соответствующей записи в Единый государственный реестр объектов капитального строительства.
Обратиться с заявлением о снятии объекта с кадастрового учета могут конкретные лица, определенные статьей 4 Закона о регистрации. Это собственники зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, а также собственники земельных участков, на которых эти объекты находятся. Процедура подачи заявления и составления акта четко регламентирована законодательством.
Процедура составления акта обследования зданий и сооружений
Акт обследования здания составляет кадастровый инженер. Это квалифицированный специалист, который уполномочен государством на проведение работ и подготовку документации. Кадастровые инженеры должны отвечать перечню требований, которые закреплены в статье 29 Закона о кадастре:
- гражданство Российской Федерации;
- высшее образование;
- отсутствие судимости, а также наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности;
- наличие квалификационного аттестата, выданного на основании прохождения квалификационного экзамена;
- наличие личной печати, штампа, бланков. На них указывается адрес и идентификационный номер квалификационного аттестата;
- наличие электронной цифровой подписи для использования в электронном государственном документообороте;
- опыт работы — не менее 2 лет в качестве помощника кадастрового инженера с обязательным участием в обследованиях зданий или подготовке к ним.
Основанием для выполнения кадастровых работ является договор подряда. В нем указывают все виды работ, которые будет выполнять инженер, а также условия, сроки, сумму оплаты. К договору прикладывают утвержденную заказчиком смету и задание на выполнение работ.
Единственный документ, который в обязательном порядке необходимо предоставить кадастровому инженеру — это свидетельство о праве собственности на данный объект либо земельный участок, где он расположен.
На заметку
Ускорить процесс подготовки кадастровым инженером акта обследования позволит предоставление владельцем объекта недвижимости кадастрового паспорта или технической документации на него.
Кадастровый инженер запрашивает выписку из Государственного кадастра недвижимости (далее — ГКН) и сверяет учетные данные с реальным состоянием недвижимого объекта, выезжая на место. Затем готовит акт в соответствии с требованиями и передает информацию в виде xml-файла, скрепив данные усиленной электронной подписью. Специалисты ГКН сведения от исполнителей принимают только в электронном виде. Для заказчика исполнитель готовит бумажный вариант в двух экземплярах, каждый из которых необходимо прошнуровать, пронумеровать страницы и заверить печатью и подписью кадастрового инженера на последней странице. В общей сложности процедура обследования и оформления акта занимает 5–7 рабочих дней.
Акт обследования зданий должен отвечать установленным законом требованиям. Это крайне важно, поскольку на его основании выносится решение о прекращении права собственности. Объект перестает существовать не только физически, но и документально с соответствующей отметкой в ГКН. Все эти действия в совокупности требуют финансовых затрат как от собственника недвижимости, так и от государства.
Как грамотно оформить документ
Требования к документу перечислены в Приказе Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2015 года № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке». Там же представлена и типовая форма акта обследования здания (рис. 1). Она включает в себя сведения об объекте недвижимости, о заказчике, о кадастровом инженере и прочих документах, используемых при проведении работ.
Рис. 1
Увеличить
Краткие пояснения по заполнению разделов:
- В строке «Сведения об объекте недвижимости» указывают объект и его кадастровый номер.
- В строке «Сведения о заказчике» приводят информацию о заказчике кадастровых работ. Для физических лиц — ФИО, страховой номер индивидуального лицевого счета (если есть), для юридических — полное наименование.
- В строке «Сведения о кадастровом инженере» указывают ФИО инженера, номер квалификационного аттестата, контактный телефон, почтовый и электронный адрес. Если инженер является сотрудником компании — наименование юридического лица и адрес. Здесь же ставят дату завершения кадастровых работ.
- В строке «Перечень документов» вписывают наименования и реквизиты приложенных к акту документов.
- В строке «Заключение» приводят заключение кадастрового инженера о том, что объект недвижимости прекратил существование.
Сведения вносят на русском языке. Цифры арабские. Электронный образ документа должен полностью соответствовать бумажному в соотношении 1:1. Качество электронной версии должно позволять безошибочно распознать все представленные реквизиты. Если в документе два и более листов, образ необходимо сформировать в одном файле.
При составлении акта обследования здания не исключены ошибки, начиная от технических погрешностей (опечатки, неточные названия, неверные цифры и т.п.) и заканчивая недостоверными сведениями. Случается, что в акте неверно указана информация о квалификационном аттестате инженера, что является грубой ошибкой. Бывает, что документ заверяют недействительной электронной подписью (к примеру, если сведения об исполнителе исключены из общего реестра кадастровых инженеров). Все это приводит к признанию акта обследования недействительным, а значит, делает невозможными и другие кадастровые операции.
Важность грамотного и скрупулезного оформления документа с учетом всех требований к акту обследования зданий не вызывает сомнений. От квалификации кадастрового инженера зависит и вовлеченность заявителя в процесс снятия объекта с учета. Так, экспертам дано право самостоятельно запрашивать документы из Государственного кадастра недвижимости и обращаться с запросами о внесении изменений в реестр. В случае надлежащего выполнения этих действий клиент будет избавлен от необходимости посещать Кадастровую палату лично.