Вопрос того, как оформить и принять на работу человека без прописки и можно ли это сделать, волнует многих кадровых специалистов и работодателей. Российское законодательство дает достаточно правовых механизмов, регулирующих порядок трудоустройства без временной или постоянной регистрации, следовать которым должны как работодатели, так и сотрудники. Во избежание нарушения существующих нормативов и привлечения к ответственности как самого соискателя, так и работодателя, следует знать, чем грозит организации и сотруднику прием на работу без прописки.
Прием на работу без прописки – законодательная база и правовое регулирование
В вопросах прописки и трудоустройства, как для сотрудника, так и для работодателя следует обратить внимание на следующие нормативные акты:
- Статья 27 Конституции РФ. В ней закреплены основополагающие права граждан РФ на свободу передвижения, смены места жительства и пребывания. При этом следует понимать, что Конституцией закрепляются лишь основные правовые принципы, а не конкретные механизмы и способы их реализации.
- Закон РФ №5242-1 от 25.06.1993. В данном законе более подробно раскрываются нормативы, касающиеся обязательности регистрации граждан по их месту жительства или по месту их временного пребывания.
- Статья 3 ТК РФ. Нормативы означенной статьи запрещают любые формы дискриминации в сфере трудовых взаимоотношений. В частности, отдельным образом упомянута в данном случае и дискриминация по месту жительства..
- Статья 64 ТК РФ. Её нормативы запрещают непосредственное проявление дискриминации в вопросах заключения трудовых договоров. В том числе признают дискриминационным проявление отказов при приеме на работу в случае отсутствия прописки.
Как можно понять из вышеозначенных нормативных документов, прием на работу без прописки граждан Российской Федерации является возможным и не запрещен положениями законодательства. Более того, отказ в трудоустройстве без прописки в паспорте прямо относится к дискриминационным действиям работодателя и может повлечь за собой привлечение к ответственности уже самого работодателя.
Возможной проблемой можно назвать дополнительные сложности проведения процессуальных процедур, требующих обязательного уведомления сотрудника. Так, работодателю будет тяжело доказать факт уведомления работника, если таковое необходимо, например, в случае направления ему приказа об увольнении.
Когда нельзя принимать на работу без прописки
Законом запрещается устанавливать ограничения при приеме на работу без прописки российских граждан. Однако в отношении иностранцев трудовое законодательство имеет свои аспекты правового регулирования. В частности, одним из основных нормативных документов, который применяется в данном вопросе, является ФЗ №115 от 25.07.2002, устанавливающий общий порядок нахождения иностранных граждан и апатридов (лиц без гражданства) на российской территории и основные принципы осуществления ими трудовой деятельности.
Работодатель, трудоустраивающий иностранца, имеет право потребовать от него документы, подтверждающие законность его пребывания в Российской Федерации. Кроме этого, прием на работу иностранца также должен сопровождаться в первую очередь проверкой его статуса. И если таковой статус подразумевает ограничения в возможностях трудоустройства иностранного сотрудника, работодатель обязан проверить наличие у него регистрации при приеме на работу и отказать при отсутствии таковой или несоответствии региону осуществления трудовой деятельности.
Не требуется проверять регистрацию иностранца или же сопоставлять её с местом деятельности предприятия для работодателей лишь в следующих случаях:
- При оформлении трудовых взаимоотношений с любыми иностранными гражданами, имеющими оформленный в законном порядке вид на жительство. Таковые лица устраиваются на работу на общих основаниях наравне с российскими гражданами, и единственным отличием их приема на работу является обязательное уведомление органов МВД при заключении договора или его расторжении.
- В случае заключения трудового договора с гражданами ЕАЭС. Так, например, прием на работу белорусов не требует от последних ни регистрации в России, ни миграционной карты или каких-либо иных документов, при этом трудоустройство подобных сотрудников также может сопровождаться лишь уведомлением исполнительных органов по вопросам миграции и не требует проведения иных процессуальных процедур.
Работодателю следует помнить, что при трудоустройстве иностранцев, он также обязан проверять не только наличие у них регистрации, если таковая проверка требуется. Кроме этого работодатель, принимая на работу лиц по по приглашению, обязан проверять наличие у них полиса ДМС или договора о медицинском обслуживании.
Чем грозит организации прием на работу без прописки и ответственность самого сотрудника
Как можно понять из вышеизложенной информации, ответственность организации за прием на работу без постоянной или временной регистрации по месту пребывания или проживания в отношении граждан России исключена.
Опасения, связанные с трудоустройством без прописки в паспорте, имеют в своих истоках фактическое существование таковых нормативов и наказаний в советском трудовом законодательстве, которым частично могут руководствоваться некоторые кадровые специалисты с большим стажем.
Однако сейчас никаких подобных нормативов нет – более того, если сотруднику будет отказано в приеме на работу по причине отсутствия прописки или несоответствия её региону осуществления трудовой деятельности, он может оспорить данный отказ в судебном порядке и привлечь работодателя к ответственности.
Прием на работу без прописки, но с регистрацией, не отличается от общего порядка действий.
А вот прием на работу иностранца с нарушением установленного порядка действий, в том числе прием на работу нерезидента России без регистрации и прописки, когда таковая необходима, может повлечь за собой уже реальные негативные последствия. В частности, статья 18.15 КоАП РФ устанавливает штрафы вплоть до 1 млн. рублей, налагаемые на юридическое лицо за незаконное трудоустройство иностранцев, в том числе за отсутствие у таковых работников прописки и полного необходимого при приеме на работу пакета документов.
Несмотря на столь жесткие требования законодательства, оно также запрещает трудовую дискриминацию в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства просто по причине их статуса. Однако несоблюдение ими законных нормативов по подаче документации и недостаточная правовая база делает отказ в трудоустройстве в данном случае законным и обоснованным, а не дискриминационным.
Несмотря на то, что организации при приеме на работу сотрудника без прописки и регистрации ничего не грозит, сам работник все же может быть привлечен к ответственности за отсутствие у него регистрации – как по месту жительства, так и по месту фактического пребывания. Таковая ответственность предполагается положениями статьи 19.15.1 КоАП РФ и статьи 19.15.2 КоАП РФ. К ней может быть привлечен как сам гражданин, у которого нет прописки, так и собственник помещения, в котором он проживает. Работодатель, в свою очередь, может привлекаться к ответственности по означенным статьям только в том случае, если он предоставляет своим работникам жилые помещения для их фактического проживания или временного пребывания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
• Правовые статусы иностранных лиц в РФ • Приём временно проживающего в РФ
• Документы для оформления иностранца • Приём постоянно проживающего в РФ
• Действия работодателя (по 2м режимам) • Приём высококвалифицированного специалиста
Законодательство РФ не запрещает юридическим, физическим лицам и ИП принимать на работу иностранных лиц. Чтобы провести правильно процедуру трудоустройства, юр., физ. лицам и ИП необходимо иметь представление о том, в каком правовом поле пребывает иностранец в РФ. Работодатели должны знать, какие документальные разрешения потребуются от них и иностранного наемного сотрудника.
Правовые статусы иностранных лиц в РФ
Согласно Федеральному закону №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. существует несколько статусов.
1) Временно пребывающие. Подтверждается визой, если иностранец приехал из страны с визовым режимом въезда или миграционной картой, если порядок его въезда в РФ не подразумевает оформления визы. Период временного пребывания по визе равняется сроку ее действия, по миграционной карте – не более 90 дней, исключения п.1 ст. 5 Закона №115-ФЗ.
По окончании этих сроков иностранец обязан покинуть страну, если не было получено разрешение на продление периода пребывания или на временное проживание. Такие разрешения выдаются в федеральном органе исполнительной власти по вопросам миграции (ФМС — Федеральная миграционная служба) и в его территориальных подразделениях. Размеры госпошлины за выдачу и продление разрешительных документов указаны в пп. 11. п.1. ст. 333.28 НК РФ.
Если иностранец, приехавший по миграционной карте, в течение 90 суток оформил трудовой или гражданско-правовой договор и ему выдали патент на работу, тогда период его временного пребывания составляет время действия этих договоров, но не более чем 1 год со дня приезда в РФ. Такое временное ограничение не распространяется на высококвалифицированных специалистов и иностранцев, вступивших в трудовые взаимоотношения с ИП.
Внимание! Если по приезду в РФ иностранец, прибывший на сновании миграционной карты, не указал в ней, что цель его визита – работа, тогда ФМС не даст ему патент на работу (Закон №230-ФЗ от 21.07.2014 г.).
2) Временно проживающие. Иностранное лицо получило в ФМС разрешение на временное проживание (РВП), которое дается на 3 года. Существуют квоты на получение РВП. Временно проживающий иностранец не может по своему желанию изменить место жилья в пределах субъекта РФ, где ему оформили разрешение или переехать за его пределы. Значит, работать он может только в том месте РФ, где было оформлено РВП. Ежегодно нужно проходить перерегистрацию РВП. Величина госпошлины за РВП указана в ст.333.28 НК РФ.
3) Постоянно проживающие. Иностранному лицу выдали вид на жительство (ВНЖ). Его получают в ФМС на 5 лет, продлевается неограниченное количество раз. Ежегодно необходимо проходить перерегистрацию. Заявление на ВНЖ подается в момент действия РВП (3 года), максимум за полгода до прекращения РВП. Величина госпошлины за оформление ВНЖ указана в пп.10.п.1.ст.333.28 НК РФ.
Документы, которые потребуются для оформления трудового договора с временно пребывающим иностранцем (визовый и безвизовый режим)
Необходимый список документов (ст. 65, ст. 327.3 ТК РФ):
- паспорт; документ, подтверждающий личность;
- миграционная карта, для тех, кто приехал в безвизовом порядке и виза, кто въехал в визовом режиме;
- патент (безвизовый режим) или разрешение на работу (визовый режим);
- трудовая книжка российского формата;
- документ, подтверждающий квалификацию и образование. Они должны пройти консульскую легализацию, быть переведены на русский язык, нотариально заверены;
- полис добровольного медицинского страхования.
Интересно! Работать по патенту или разрешению на работу временно пребывающие иностранцы могут на той территории РФ, где были оформлены им эти документы.
Закон №357-ФЗ от 24.11.14 г. гласит, что все иностранные лица обязаны подтвердить знание законодательных основ РФ, ее истории и русского языка.
Действия работодателя при устройстве иностранца по визовому режиму:
- оформить в ФМС ходатайство на выдачу приглашения для въезда иностранца в страну;
- подать заявление на разрешение об использовании и привлечении труда иностранцев и получить его от ФМС. Госпошлина с 01.01.15 г. составляет 10000 рублей за каждого привлеченного иностранца;
- в ФМС получить, увидеть, проверить период разрешения на работу временно пребывающего иностранного лица. Госпошлина за выдачу разрешения на работу с 01.01.15г. составляет 3500 рублей.
- оформить с ним трудовой договор, на протяжении 3 дней оповестить об этом ФМС;
Действия работодателя при устройстве иностранца по безвизовому режиму:
1) иностранный работник, въехавший в РФ исключительно по безвизовому режиму, т.е. на основании миграционной карты должен в ФМС оформить патент на работу (с 01.01.2015 г. оформляется только патент, до этой даты оформлялось только разрешение на работу для таких иностранцев) и предоставить его работодателю (ИП, юр. или физ. лицу), которому необходимо проверить период действия патента.
2) заключить трудовой договор, после чего в течение 3-х дней сообщить об этом в ФМС;
Для иностранных граждан стран участниц Евразийского экономического союза — ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) не оформляется патент или РВП, достаточно зарегистрироваться по месту жительства, если имеется документ, подтверждающий право пользования жилым помещением.
Когда такого документа нет, тогда необходимо встать на учет по месту пребывания. Страховые взносы с з/п граждан стран участниц ЕАЭС перечисляются в гос. фонды на общем основании по тарифам компании аналогично взносам из з/п российских сотрудников.
От суммы з/п остальных временно пребывающих сотрудников, приехавших не из стран ЕАЭС, тоже перечисляют взносы в ПФР согласно тарифу компании, в ФСС по временной потере трудоспособности – тариф 1,8%.
Важно! Если иностранный служащий определяется как налоговый резидент РФ, т.е. в течение года, без перерывов пробыл на территории страны 183 дня и более, тогда НДФЛ из его з/п удерживается в размере 13%. Если же он провел меньшее количество времени в РФ, тогда он считается нерезидентом и ставка НДФЛ составляет 30%. Для граждан стран участниц Евразийского экономического союза НДФЛ составляет 13% с первого дня работы в РФ.
Оформление на работу иностранца, временно проживающего в РФ
Имея статус временно проживающего (РВП), иностранец обязан зарегистрироваться по месту жительства, если имеется документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или встать на учет по месту пребывания, когда такого документа нет.
Разрешение на работу с таким статусом оформлять не надо (Закон №320-ФЗ от 30.12.12 г.). Заниматься трудовой деятельностью они могут, подписав трудовой договор с юридическим, физ. лицом или ИП, у которого есть разрешение на привлечение, использование иностранной рабочей силы.
Временно проживающие являются застрахованными субъектами. Они подлежат обязательному медицинскому страхованию (ст. 10 Закона № 326-ФЗ от 29.11.10 г), пенсионному (ст. 7 Закон № 167-ФЗ от 15.12.01 г.), соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Закона № 255-ФЗ от 29.12.06 г.).
Что понадобится от иностранца при подписании трудового договора?
- паспорт, где стоит отметка о РВП;
- документ об образовании;
- трудовая книжка российского образца;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
- полис медицинского страхования.
Интересно! Трудовой договор с иностранцем, имеющим РВП, оформляют сроком на 1 год, т.к. именно такой период действия разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Оформление на работу постоянно проживающего иностранца в РФ
Постоянно проживающие, т.е. получившие вид на жительство (ВНЖ) иностранные лица могут работать в любой точке РФ, им не надо разрешение на работу, но они должны пройти регистрацию по месту жительства, если имеется документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или числиться на учете по месту пребывания, когда такого документа нет.
Работодателю не надо оповещать ФМС, налоговую и службу занятости о принятии на работу иностранца с ВНЖ. Они устраиваются работать так же, как граждане РФ. Получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы работодателю не надо, он должен только ознакомиться с ВНЖ наемного иностранного работника.
Сотрудники с ВНЖ при заключении трудового договора подают такой же пакет документов и проходят обязательное соцстрахование аналогично временно проживающим.
Как устроить иностранного высококвалифицированного специалиста?
Понятие высококвалифицированный специалист определяется в большей степени размером з/п, которую российский работодатель может обеспечить иностранному специалисту (Закон № 56-ФЗ от 08.03.15 г). Такого рода работники проходят упрощенную процедуру трудового оформления:
- принимающая компания не обязана оформлять разрешение о том, что привлекает труд иностранца;
- въезд в страну происходит, даже если нет квот на приглашения;
- разрешение на работу выдается независимо от наличия квот;
- получение разрешения на работу сопровождается подачей сокращенного списка документов;
- ходатайство о выдаче разрешения на работу рассматривается на протяжении 2 недель;
- срок действия разрешения на работу равняется сроку действия трудового договора, но не может превышать 3-х лет. После истечения этого периода разрешение можно неоднократно продлевать;
- НДФЛ с з/п специалиста удерживается в размере 13%, не дожидаясь получения им статуса налогового резидента РФ. Налоговая по месту учета работодателя должна быть оповещена о том, что привлекся труд иностранного профессионала. Компания при трудоустройстве специалиста должна оповестить в течение 30 дней ФМС о том, что он уже стоит на учете в гос. налоговом учреждении и каждый квартал отчитываться в ФМС о выплаченной з/п, предоставлении отпуска за свой счет, если он длится более 1 месяца и возможном прекращении трудового договора.
Компания самостоятельно выявляет уровень квалификации и степень компетентности иностранного работника, на основании его профессиональных знаний, навыков, умений.
При оформлении трудовых взаимоотношений с иностранцем-профессионалом заинтересованной компании нужно сделать ему приглашение на въезд и разрешение на работу (визовый режим) или только разрешение на работу (безвизовый), гарантировать получение иностранцу и членам его семьи, въезжающими вместе с ним в страну, полис медицинского страхования.
Прием на работу иностранных граждан требует от работодателя точного исполнения требований законодательства, поскольку ответственность за данное нарушение одна из самых значительных в сфере трудового права. Работодатель должен не только затребовать с работника все необходимые документы, но и самостоятельно выполнить ряд действий.
Статусы иностранных граждан на территории РФ
Порядок приема иностранных граждан будет во много зависеть от того, какой правовой статус они имеют на момент трудоустройства.Согласно ФЗ от 25.07. 2002 года за № 115-ФЗ можно выделить следующие категории и их признаки:
- Временно пребывающий. У такого человека отсутствует вид на жительство, на территории страны он находится либо на основании выданной визы, либо в безвизовом порядке. Это будет зависеть от того из какой страны он прибыл. У него в обязательном порядке должна быть миграционная карта, в противном случае он будет считаться лицом, нелегально пребывающим на территории страны.
- Временно проживающий, к этой группе относятся лица, которые получили разрешение на временное проживание. Как правило, оно дается на три года.
- Постоянно проживающий, этот статус можно получить только после нахождения на территории страны не менее 12 месяцев. В этом случае иностранцу выдается вид на жительство сроком 5 лет с возможностью продления.
- Беженцы – граждане любой страны, имеющие соответствующие документы о присвоении им этого статуса.
- Граждане стран-участниц Евразийского Экономического союза – в отношении них установлен упрощенный порядок трудоустройства, гражданство подтверждается паспортом.
- Высококвалифицированные специалисты – иностранцы, которые приезжают по приглашению работодателей.
Уточнить информацию о том, может ли гражданин въезжать без визы можно в Письме МИД РФ от 27.04.2012 года за № 19261/кд.
Действия работодателя до приема иностранцев
Если работодатель хочет трудоустроить временно пребывающего иностранного гражданина или высококвалифицированного специалиста он должен произвести следующие действия:
- Послать запрос в центр занятости, в случае если у него нет конкретного работника.
- Получить разрешение на привлечении иностранного специалиста по квоте.
- Оформить ему приглашение на въезд.
- Помочь оформить патент или разрешение на работу и заключить трудовой договор.
- Уведомить органы УФМС об их прибытии на территорию страны в течение 7 рабочих дней.
В данном случае неважно, заключен ли трудовой договор до получения патента или после – все равно работодатель допускает нового работника к выполнению обязанностей только после получения законного разрешения. То же самое касается и срока трудового договора – можно заключать бессрочный, поскольку срок окончания договора или патента является основанием для увольнения.
Документы при приеме на работу иностранца, в зависимости от статуса
Иностранец должен представить следующие документы при заключении трудового договора:
- временно пребывающий: виза (при необходимости), миграционная карта, разрешение на работу (патент), разрешение на временное проживание, медицинский полис, диплом (при необходимости);
- временно проживающий: разрешение на временное проживание и медицинский полис;
- постоянно проживающий: вид на жительство и медицинский полис;
- беженцы: удостоверение беженца и медицинский полис;
- граждане ЕАЭС: паспорт своего государства и медицинский полис;
- высококвалифицированный специалист: вид на жительство (если это установлено законом).
Помимо этих документов иностранец должен предоставить все документы, предусмотренные ТК РФ:
- Удостоверение личности (вид на жительство, иностранный паспорт и т. д.).
- СНИЛС (при отсутствии оформляет работодатель).
- Диплом (при необходимости).
- Справку об отсутствии судимости (при необходимости) и т. д.
- Трудовую книжку российского образца (при отсутствии ее заводит работодатель).
Медицинский полис иностранные граждане обязаны оформлять сами, но работодатель может заключить договор ДМС со страховой организацией, который будет включать и иностранцев.
Порядок оформления иностранцев
Как правильно осуществить прием иностранных граждан на работу в 2022 году? Пошаговая инструкция будет выглядеть следующим образом:
- Проверка всех необходимых документов. В том числе и разрешения или патента на работу. Нужно помнить, что в большинстве случаев иностранец может работать только в том субъекте федерации, где получил разрешительные документы и только по специальности, указанной в разрешении.
- Заключение трудового договора. В него, помимо условий предусмотренных ТК РФ, включаются сведения о документах, дающих право на проживание и работу.
- После заключения трудового договора работодатель обязан уведомить об УФМС в течение 3 рабочих дней. Уведомление оформляется на унифицированном бланке, который утвержден Приказом ФМС России № 640 от 08.12.2014 года.
На иностранного работника распространяются все положения, установленные локально-нормативными документами работодателя.
Государственные взносы
За всех трудоустроенных иностранцев работодатель обязан перечислять все установленные законодательством налоги.
Их перечень и величина будет зависеть от правового статуса иностранного гражданина:
- за работников, имеющих статус постоянно или временно проживающих, работодатель платит такие же взносы, как и за работников-граждан страны: ФСС – 2,9%, ФФОМС – 5,1%, ПФР – 22%;
- за работников, имеющих статус временно проживающих, работодатель должен платить следующие взносы: ПФР – 22%, ФСС – 1,8%;
- за высококвалифицированных специалистов выплачиваются следующие взносы: ПФР – 22%, ФСС – 2,9%.
Также с иностранцев удерживается налог на доходы, порядок удержания прописан в статье 224 НК РФ.
В случае если иностранец приравнивается к нерезиденту, то он платит НДФЛ в размере 30%.
Статус резидента он получает после того, как общая продолжительность его пребывания на территории страны превысила 183 дня за последние 12 месяцев.
Из этого правила есть исключения, 13% от дохода платят сразу по прибытии:
- высококвалифицированные работники;
- иностранные граждане, имеющие патент;
- иностранные граждане, имеющие статус беженца;
- граждане ЕАЭС.
Данные ставки применяются только для доходов, получаемых по трудовому договору, все прочие доходы облагаются 30%.
Ответственность работодателей за нарушение законодательства
Если работодатель принял на работу иностранца, который не имеет права осуществлять трудовую деятельность на территории страны, то к нему могут быть применены следующие санкции:
- штраф от 250 тыс. до 800 тыс;
- приостановление деятельности организации;
- штраф на должностное лицо от 25 тыс. до 50 тыс.
В случае не уведомления УФМС о заключении трудового договора с иностранцем:
- штраф 400 тыс. до 800 тыс;
- приостановление деятельности организации;
- штраф на должностное лицо от 35 тыс. до 50 тыс.
На иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность без разрешения, также накладывается штраф.
Законодательная база
- ФЗ от 25.07. 2002 года за № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» — основной документ, регулирующий трудовые отношения гражданами других стран.
- Статья 327.1 ТК РФ «Общие положения» — определяет общие понятия и термины при принятии иностранных граждан.
- Статья 327.2 ТК РФ «Особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства» — оговаривает нюансы приема иностранцев, в зависимости от их статуса.
- Статья 327.3 ТК РФ «Документы, предъявляемые иностранным гражданином или лицом без гражданства при приеме на работу» — указывает, какие документы должен предъявить иностранец при трудоустройстве.
- Письмо МИД РФ от 27.04.2012 года за № 19261/кд – устанавливает перечень стран, гражданам которых необходимо получить визу для въезда на территорию страны.
- Приказ ФМС России № 640 от 08.12.2014 г. «О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории российской Федерации» — порядок информирования миграционной службы об иностранных работниках.
- Статья 224 НК РФ «Налоговые ставки» — определяет размер НДФЛ для иностранных работников.