Принцип проживания без регистрации по КоАП РФ в 2020 году

Новая редакция Ст. 19.15 КоАП РФ

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 19.15 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданином права на свободу передвижения, права на выбор места жительства и места пребывания.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.15, выражается в проживании по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Правовой статус паспорта гражданина РФ регламентирован Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Основные положения регистрации по месту пребывания или по месту жительства закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.15, состоит в допущении лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущении гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

4. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.15, являются умышленными.

5. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, выступают граждане, частью второй — должностные лица и граждане.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье содержится несколько составов административных правонарушений, имеющих один объект посягательства, — конституционные права и свободы граждан РФ и установленный порядок, предусматривающий обязанность гражданина РФ иметь удостоверение личности гражданина (паспорт) и оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства.

Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории РФ» установлено, что паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, а Федеральный закон от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом ввел регистрационный порядок учета граждан.

2. В ч.1 рассматриваемой статьи закреплены два состава правонарушений. Объективную сторону первого состава составляют противоправные действия, выражающиеся в проживании или пребывании гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без такового или по недействительному документу. Проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) означает, что лицо не получило в установленном порядке этот документ или, утратив его, не получило нового. Недействительным признается такой документ, который пришел в явную негодность (не имеет фотографий, содержит неточные данные и т.д.), а также поддельное удостоверение личности (паспорт).

Второй состав предусматривает в качестве противоправного действия проживание или пребывание гражданина РФ без регистрации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. и устанавливают обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, виновные в совершении указанных противоправных действий.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета, за их нарушение. Нарушение правил регистрационного учета в рассматриваемом случае выражается в различных противоправных действиях: допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) или по недействительному удостоверению личности (паспорту); проживание гражданина в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности (паспорта); допущение указанным гражданином проживания лиц без регистрации по месту пребывания или месту жительства. Указанные противоправные деяния характеризуют объективную сторону данного правонарушения.

4. Субъектом противоправных деяний признаются лица, ответственные за соблюдение правил регистрационного учета. К ним в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации относятся: граждане, юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, а также должностные лица, ответственные за регистрацию. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержден указанным выше постановлением Правительства РФ. Ответственными за регистрацию являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищностроительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд.

5. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умышленной виной.

1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Примечание. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;

если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Комментарий к Ст. 19.15.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в РФ.

В соответствии с положениями Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом пребывания гражданина понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

В указанном нормативно-правовом акте содержится также понятие «место жительства», исходя из смысла которого следует, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без регистрации по месту пребывания или по месту жительства или допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков.

В силу ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 документы на регистрацию должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства. Трехдневный срок регистрации по месту пребывания начинает исчисляться с момента истечения 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

Отграничение состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, производится по обязательному признаку объективной стороны — месту совершения правонарушения — в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

2. Субъектом данных административных правонарушений является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста.

С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность.

Примечанием к комментируемой статье предусмотрены основания освобождения виновных лиц от административной ответственности.

Ст 19.15.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2020 года

1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Примечание. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;

если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Под местом жительства законодатели подразумевают адрес постоянной регистрации гражданина. Отметка о регистрации по месту проживания заносится в паспорт.Законом не запрещается россиянам проживать на территории страны без постоянной прописки. Но если человек длительное время не зарегистрирован по месту своего жительства, то тем самым он нарушает закон.

После изменения своего места жительства гражданин должен изначально сняться с учета по старому адресу и затем встать на регистрационный учет — по новому в определенные сроки.Стоит учитывать, что встать на миграционный учет в отведенные законом сроком обязаны даже новорожденные дети.

Допустимые сроки проживания

В зависимости от вида прописки законодательство устанавливает предельные сроки постановки на миграционный учет. Для временной регистрации это трехмесячный период или 90 дней, тогда как постоянной сроки сжаты всего до 1 недели. Такие временные рамки прописаны в Постановлении Правительства №713 от 95 года.

Это правило означает, что не позднее чем через 7 дней после переезда по новому месту жительства лицо должно встать на учет в ФМС и поставить отметку в паспорте с новым адресом.

Если после выписки по старому месту жительства лицо длительное время не

приобретает новую квартиру

, то оно должно в течение 90 дней встать на учет по месту своего фактического пребывания и оформить там временную регистрацию.

Факт проживания без регистрации

Каким образом обычно устанавливается факт проживания без регистрации? Контролировать соблюдение законодательства о регистрации в России должна миграционная служба. Обычно специалисты ведомства не предпринимают сами мер по розыску людей, которые не оформили прописку в установленные сроки.

А факт длительного проживания без соответствующей регистрации выясняется в тот момент, когда лицо подает заявление о постановке на учет.Ведь рано или поздно человеку придется обратиться за постановкой штампа в паспорте о регистрации.

Иначе ему будет закрыт доступ к образовательным, медицинским, страховым услугам. Он не сможет трудоустроиться или оформить положенные субсидии или пособия.Как определяются указанные сроки? Допустим, человек продал квартиру.

7 дней начинают отсчитываться не с момента заключения договора купли-продажи, а после переезда в новую квартиру и вступления в права собственности. На период, предшествующий покупке, можно оформить временную регистрацию у родственников.

В качестве документального подтверждения того, что сроки регистрации не были нарушены может выступать свидетельство о вступлении в права собственности; договор купли-продажи

недвижимости

; билеты на поезд или самолет, подтверждающие дату прибытия в регион.

Ответственность

Административным нарушением в данном случае является пропуск семидневных сроков для постановки на учет по месту жительства. При этом в ряде случаев граждане могут быть освобождены от привлечения к ответственности.

Порядок и особенности регистрации по месту нового жительства

Смотреть здесь

.

Чем рискует собственник квартиры, временно прописывая у себя жильца? Ссылка на материал.

Порядок и особенности регистрации по месту нового жительства. Читать.

Приведем перечень таких ситуаций по КОАП:

  • Если лицо имеет постоянную прописку в том же населенном пункте/субъекте РФ, но в другом жилом помещении. Аналогичное правило распространяется на города федерального значения: Москву и Санкт-Петербург.
  • Если человек, проживающий по данному адресу, является близким родственником собственника/нанимателя жилого помещения. К числу близких родственников относят супругов, детей, бабушек и дедушек, внуков, родителей (в т.ч. приемных).

Таким образом, если лицо предъявит документ, подтверждающий родственные связи с собственником жилья (свидетельство о рождении, заключении брака), либо свой паспорт с отметкой о регистрации в пределах региона/города (при отсутствии постоянной прописки – свидетельство о временной регистрации), то оно будет освобождено от ответственности за нарушение сроков.

Также контролирующие инстанции могут принять во внимание уважительные причины, которые препятствовали своевременной постановке на учет. Это может быть попадание в больницу из-за тяжелой болезни (потребуется справка от медицинской организации), нахождение в длительной командировке в другом городе или за рубежом.

 КОАП и размеры штрафов

Проживание лица по месту жительства без должной регистрации преследуется по Административному кодексу ст.19.15.1 КоАП РФ.Размер административного штрафа при нарушении сроков постановки на учет составляет от 2000 до 3000 руб.

К ответственности могут привлечь собственника жилого помещения (принимающую сторону), им могут выписать штраф от 2000 до 5000 руб.Юридическим лицам предусмотрены более суровые меры: они могут заплатить в виде штрафа от 250 до 750 тыс.руб.

Если правонарушение было совершено в Москве или Санкт-Петербурге, то здесь величина штрафа

для граждан

установлена в повышенном размере: от 3000 до 5000 руб.Самостоятельно платить штраф не нужно.

Стоит дождаться уведомления от ФМС, в котором будут прописаны все реквизиты и конкретная сумма. Многие россияне отмечают, что несмотря на явное нарушение сроков при постановке на учет, они так и не получили требование об уплате штрафа.Таким образом, на постановку на учет по месту жительства россиянам отводится 7 рабочих дней.

Этот период начинается отсчитываться с момента заселения по новому адресу постоянной регистрации.Отсутствие регистрации по месту жительства не является в России тяжелым правонарушением и карается относительно небольшими штрафами до 3000 руб.

При этом обычно россияне сами заинтересованы как можно скорее встать на учет в ФМС по месту жительства, так как без этого качество их жизни резко ухудшится. Они не смогут рассчитывать на широкий спектр государственных и финансовых услуг.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: