Принцип предоставления земельных участков без проведения торгов в 2020 году

Некоторые чиновники хитро используют земельный аукцион, чтобы:

  1. отказать в предоставлении участка без торгов в аренду,
  2. либо отпугнуть высокой ценой от участия в аукционе по продаже земельного участка.

Как манипулируют земельными аукционами в ущерб нашим правам?

Покажу на примере, а потом рассмотрим 4 обстоятельства, которые помогут противостоять чиновничьим уловкам.

Каждый из нас имеет законную возможность получать земельные участки без торгов в аренду или собственность.

Количество участков, которые можно получить без торгов, и без каких-либо льгот неограниченно.

Прописка тоже значения не имеет.

Земельные участки без торгов можно получать в любом регионе (кроме городов федерального значения).

Если участок, который вы решили попробовать получить без торгов, не сформирован, то вам достаточно составить Схему участка и подать заявление о предварительном согласовании.

Обратите внимание.

Схему участка можно сделать самостоятельно. Кадастровый инженер на этой стадии не нужен.

В заявлении о предварительном согласовании вы указываете о своем желании арендовать или купить земельный участок.

Иными словами, вы сами определяете, на каком праве вы хотели бы получить земельный участок: в аренду или в собственность.

Поданная в администрацию Схема земельного участка и заявление запускают процессы, которые следует понимать, чтобы слепо не полагаться на порядочность муниципальных служащих из местной администрации.

Если кратко, то процедура может проходить несколько стадий:

  • администрация публикует извещение о возможности проведения аукциона,
  • если ни кто не подал заявление о желании участвовать в аукционе, то чиновники обязаны утвердить вашу Схему участка и вынести постановление о предварительном согласовании предоставления участка.Это означает, что вы имеет право получить данный участок без торгов в аренду или собственность (в зависимости от того, какой вид права указали в заявлении). Свое право вы можете реализовать в течение 2 лет.
  • если кто-то подал заявление о желании участвовать в аукционе, то чиновники обязаны отказать в утверждении Схемы и перейти в режим аукциона.

В чем состоит манипулирование земельными аукционами?

Получив Схему и заявление о предварительном согласовании для предоставления земельного участка в аренду, чиновники публикуют извещение о возможности проведения аукциона по продаже земельного участка, то есть по предоставлению участка в собственность.

Если кто-то откликается на это извещение, то чиновники объявляют аукцион не по предоставлению в аренду как указано в заявлении о предварительном согласовании, а по продаже в собственность.

Другими словами, в администрации подменяют запрашиваемую заявителем аренду на собственность.

Причины и мотивы действий сотрудников администрации могут быть абсолютно разные:

  • нежелание сдавать хороший участок в аренду в принципе;
  • желание продать участок, чтобы наполнить бюджет, а потом получать земельный налог вместо невысокой арендной платы;
  • намерение отказать в предоставлении участка без торгов в аренду и затем отпугнуть участников от аукциона высокой продажной стоимостью участка;
  • и т.д.

Цели и мотивы чиновников не столь важны.

Важно другое:

  • почему подобная подмена аренды на собственность стала возможной;
  • чем обосновать незаконность действий чиновников администрации для проведения прокурорской проверки.

Начнем с первого вопроса.

Почему чиновники имеют возможность подменять аренду на собственность?

Причина проста – дыра в законодательстве.

Вернее сказать – недостаточно четкое описание рамок, в которых должны действовать чиновники.

В частности, подпункт 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ обязывает чиновников указать в извещении информацию о возможности проведения аукциона по аренде или продаже участка, но при этом ни слова о том, что эта информация должна соответствовать виду права, который указан в заявлении о предварительном согласовании.

Иными словами, законодатель, как и положено, определяет 2 возможных варианта (аренда или продажа), но не уточняет, что выбор чиновников должен соответствовать тому виду права, который вы указали в заявлении.

Похожая конструкция содержится в подпункте 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ.

В ней установлена обязанность чиновников принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Мы видим, что чиновники должны выбрать один из 2-х возможных видов аукциона, но нигде не сказано, что выбираемый вид аукциона должен соответствовать поданному заявлению о предварительном согласовании.

Другими словами, исходя из формулировок статьи 39.18 ЗК РФ, складывается ощущение, что, чиновники вправе по своему усмотрению выбирать аренду или собственность, невзирая на вид права, который заявитель указал в заявлении.

Данное ощущение, на мой взгляд, является ложным, поскольку опровергается следующими обстоятельствами.

Для сведения.

Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов.

Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.

Без торгов земельный участок можно получить:

  • в собственность бесплатно                       —   9 оснований;
  • обственность за плату                               — 10 оснований;
  • в аренду                                                      — 16 оснований;
  • в безвозмездное пользование                  — 14 оснований;
  • в постоянное (бессрочное) пользование —   4 основания.

Каждое основание имеет свои условия и порядок предоставления земли.

Чтобы выбрать самое подходящее основание, придется 10 часов напряженно изучать Земельный кодекс.

Однако есть более легкий способ.

Интерактивная интеллект-карта

Получите бесплатно!

Время истекло!

Бесплатные экземпляры закончились! Получите доступ к интеллект-карте здесь.

Что вам дает интеллект-карта:

  • видение всех оснований получения земли без аукциона;
  • кликабельные заголовки за 1 секунду раскроют описание любого способа получения земельного участка без торгов;
  • вы за 7 минут подберете выгодные основания получения земельного участка без торгов;

Есть видео инструкция «Как пользоваться интерактивной интеллект-картой?»

Застолбите бесплатный доступ навсегда, потому что через 8 минут карта станет платной.

4 обстоятельства помогут противостоять чиновникам.

Указанные обстоятельства я перечислю в порядке убывания их значимости.

1. Вид права, указанный в заявлении имеет юридическое значение.

Земельный кодекс содержит одну очень полезную статью.

В этой статье говорится:

В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указывается вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок.

(см. подпункт 7 части 1 статьи 39.15 ЗК РФ).

Иными словами, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, является обязательным параметром заявления.

Без этого параметра чиновники просто отклонят заявление как несоответствующее закону.

Таким образом, вид права, указанный в заявлении является юридически значимым параметром, который чиновники не могут игнорировать.

2. Произвольное изменение вида права вводит в заблуждение неограниченный круг лиц.

Вернемся к стадиям, которые должны проходить чиновники после получения заявления о предварительном согласовании.

После получения Схемы участка и заявления о предварительном согласовании администрация должна опубликовать извещение о возможности проведения аукциона по аренде или продаже участка.

В этом извещении указывается вид права: аренда или собственность.

Допустим, вы подали заявление на аренду, а чиновники опубликовали извещение о возможности проведения аукциона не по аренде, а по продаже.

Если никто не откликнется на это извещение, то по закону администрация должна утвердить Схему и согласовать предоставление участка заявителю в аренду, потому что он просил именно аренду.

Однако, противоречие между видом права, указанным в извещении (собственность), и видом права, по которому заявитель фактически получает участок (аренда) свидетельствует о нарушении прав неограниченного круга лиц, которые не могли изъявить желание участвовать в торгах по аренде, потому что было опубликовано извещение о продаже.

Таким образом, явное нарушение прав неограниченного круга лиц может стать хорошим поводом для прокурора дать оценку действиям чиновников из администрации.

3. Проведение процедур, инициированных гражданами на основании Схемы участка и заявления о предварительном согласовании, является обязанностью, а не правом администрации.

Местные администрации, как собственники муниципальных земель, имеют право по своей инициативе организовывать и проводить земельные аукционы.

В таких аукционах, чиновники вправе сами устанавливать вид права (аренда или собственность).

Иными словами, администрация сама определяет – сдавать участок в аренду или продавать.

Другое дело, когда чиновники получают от вас Схему участка и заявление о предварительном согласовании.

Проведение процедур, инициированных Схемой и заявлением, является не правом, а обязанностью чиновников.

При выполнении этих обязанностей, администрация не имеет такой свободы выбора, как по земельным аукционам, проводимым по ее инициативе.

Таким образом, произвольно менять вид права в процедурах, инициированных по заявлениям граждан, чиновники не могут.

4. Минэкономразвития подготовило проект закона, закрывающий дыру в этом вопросе.

Министерство подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации». (законопроект опубликован на сайте: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/07-17/00069739)).

Законопроект предусматривает добавление в статью 39.18 ЗК РФ дополнительного пункта следующего содержания:

В случае, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в зависимости от указанного в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в заявлении о предоставлении земельного участка вида права, на котором заявитель, указанный в пункте 1 настоящей статьи, желает приобрести земельный участок.

Из содержания данного пункта следует, что Минэкономразвития ясно указывает, какой вид права должны указывать чиновники при выполнении процедур по земельным аукционам.

По состоянию на май 2020 года данный законопроект еще не принят.

Я надеюсь, что проект закона дойдет до Госдумы и депутаты его примут.

Тем не менее, сам факт наличия данного законопроекта подтверждает правоту тезиса: Чиновники не могут произвольно менять аренду на собственность или наоборот.

Если бы было иначе, то федеральные чиновники из Минэкономразвития не стали бы заморачиваться с данным законопроектом.

Выводы.

Если вы столкнулись с ситуацией, когда чиновники начинают «мухоморить» с заменой аренды на собственность, смело запускайте «торпеду» в прокуратуру.

Используйте для обоснования жалобы мои выводы, творчески переработав их под свою ситуацию.

При любом результате рассмотрения вашей жалобы вы остаетесь в выигрыше, потому что:

  • если прокурорская проверка выявит нарушения, то ваши права будут защищены и восстановлены;
  • если прокурорская проверка не даст положительный результат, то сам факт ее проведения заставит чиновников с уважительной опаской относиться к вам при последующей подаче документов на получение земельного участка.

На этом все.

Пошаговая Инструкция

Используйте пошаговые инструкции, потому что они помогут обойти подводные камни при получении земельного участка.

PS. от 25 мая 2020 года.

Могу предположить, что все юридические выкладки загнали вас в унылое состояние.

Могу вас понять.

Я бы и сам хотел, чтобы жизнь в целом и особенно отношения с властью стали честнее и справедливей.

Однако, глядя на новое Правительство РФ и его главу, понимаю, что система кормления, возникшая еще до Ивана IV Грозного, так легко не сдастся.

.

Получение земельного участка, который принадлежит государству или муниципалитету, в пользование на условиях аренды является привлекательным вариантом для многих граждан, которые не имеют возможности приобрести данный вид недвижимости самостоятельно.

В общих случаях для получения права на заключение договора аренды претендентам на участок необходимо пройти специальную процедуру — торги (или аукцион).

Однако стоит учесть, что в отдельных случаях возможно освобождение от данной обязанности, если на это имеются весомые основания. Более подробно об условиях и процедуре оформления земли в аренду без торгов будет рассказано далее.

Законодательное регулирование

Основное законодательное регулирование большинства сделок, объектом которых выступает земельный участок, осуществляется специальным нормативно-правовым актом — Земельным кодексом РФ. Что касается предоставления в пользование земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, то этому вопросу посвящена отдельная Глава V.1 данного документа.

В этой главе приводятся все основания, на которых участок может быть передан третьим лицам, а также условия для этого и стандартная процедура.

Например, это может быть продажа, аренда, безвозмездное пользование или право пожизненного наследуемого владения. Для каждого из этих прав своя процедура и предъявляемые требования.

Что касается аренды, то, по общим правилам, она возможна только по результатам аукциона, который проводится в соответствии с установленной законодательством процедурой. На нем определяется стоимость аренды участка, срок, на который он предоставляется, а также арендатор (тот участник, который предложит наибольшую арендную плату). Это обозначено, в частности, в ст. 39.6 ЗК РФ.

Однако в этой статье содержатся не только правила предоставления земли на торгах, но также и основания для аренды без участия в данной процедуре. То есть, можно сделать вывод, что законодательно это вполне допустимо, поэтому подробные основания для этого будут рассмотрены далее.

Условия предоставления

В соответствии с ч. 2 ст. 36.6 ЗК РФ, государственный или муниципальный земельный участок может быть предоставлен в аренду без аукциона при выполнении некоторых условий (их более 30). Для большей наглядности можно сгруппировать данные условия в несколько групп по определенным основаниям:

По категории арендатора земля может быть предоставлена:

  • собственникам зданий или сооружений (или помещений в них), расположенных на территории участка);
  • юрлицам, которые владеют данным объектом недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • гражданам, у которых есть законное право на первоочередное получение земли (то есть отдельным льготным категориям лиц);
  • фермерскому или крестьянскому хозяйству (более подробные основания для этого устанавливаются ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения»);
  • субъекту, с которым был заключен договор о развитии застроенной территории (земля может быть выделена в пределах данной территории);
  • гражданину или юр лицу взамен предоставленного ранее в аренду участка, который отнимается у него для муниципальных или государственных нужд;
  • казачьим обществам для сохранения традиционного образа жизни и ведения хозяйства на территории определенного субъекта РФ;
  • религиозным организациям (на тех же условиях, что и в предыдущем случае);
  • субъекту, с которым заключены концессионные соглашения или договора о партнерстве (государственно- или муниципально-частном) с целью реализации данных документов;
  • резиденту зоны территориального развития (если надел принадлежит к территории этой зоны) с целью реализации инвестиционного проекта;
  • юрлицу для размещения ядерных установок, пунктов хранения радиоактивных и ядерных материалов и т. п. целей (при условии, что создание таких объектов одобрено Правительством РФ);
  • лицу, у которого имеется право на добычу биологических ресурсов, с целью проведения деятельности подобного рода;
  • резиденту свободного порта Владивосток (в его пределах);
  • арендатору земли, который имеет право на повторное подписание договора аренды.

По категории земли или целям ее использования:

  • с целью окончания незавершенного строительства могут выделяться участки, на которых имеются недостроенные в срок объекты (они предоставляются лишь собственникам данных объектов и только один раз);
  • для размещения объектов социально-культурного назначения или с целью выполнения инвестиционных проектов (основанием для предоставления участка в этом случае должно быть распоряжение Правительства РФ или высшего должностного лица субъекта РФ);
  • для выполнения обязательств РФ на международном уровне;
  • с целью размещения объектов, которые предназначены для обеспечения местных или региональных объектов необходимыми коммуникациями (светом, теплом, водой, газом и т. п.);
  • с целью ИЖС или для ведения ЛПХ (арендатором в данном случае может быть только гражданин);
  • для сельскохозяйственных целей (садоводства, огородничества, выпаса скота) и для участков, которые находятся за пределами населенного пункта (эта возможность также предоставляется только гражданам);
  • с целью проведения работ, которые связаны с использованием недр;
  • образованного из предоставленного ранее участка, предназначенного для комплексного освоения территории (такой участок может выделяться гражданам, а также коммерческим и некоммерческим организациям);
  • образованного в результате разделения надела, который был ограничен в обороте и предоставлен некоммерческой организации для садоводства, огородничества или ведения дачного хозяйства;
  • расположенного в пределах особой экономической зоны или территории, которая к ней прилегает резиденту этой зоны или компании, которая привлечена к ее управлению;
  • для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства (земля предоставляется лицу, с которым имеется подписанное соглашение соответствующего вида);
  • с целью расположения гидротехнических сооружений или водохранилищ, если их наличие предусмотрено соответствующей документацией;
  • для проведения деятельности ГК «Российские автодороги» и АО «Российские железные дороги»;
  • с целью размещения хранилищ ядерных и радиоактивных материалов или установок, если решение об этом было принято Правительством РФ.

По законодательному регулированию:

  • юридические лица могут получить надел в соответствии с указом или распоряжением Президента РФ;
  • отдельные лица имеют право на получение государственной земли в собственность без торгов на основании положений ЗК РФ или других законодательных актов;
  • на основании ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
  • в соответствии с ФЗ «Об особенностях предоставления в собственность государственных и муниципальных участков, которые расположены на территориях субъектов РФ и входят в состав Дальневосточного федерального округа».

Отдельно стоит выделить основание, которое связано с количеством участников аукциона, которые подали заявку на участие в нем.

Если такой участник всего один и других претендентов на надел нет, а также при условии его соответствия законодательным требованиям с ним будет заключен договор аренды без аукциона.

Что касается процедуры и необходимых действий будущего арендатора, а также пакета необходимых при этом документов, то данным вопросам посвящен следующий раздел.

Чтобы получить

разрешение на использование земельного участка

, необходимо собрать полный пакет документов.

Если вы хотите пользоваться чьим-то земельным участком, вам необходимо знать, что такое сервитут и как его оформить. Подробно об этом в данном материале.

Мечтаете о гараже? Вся необходимая информация для вас  в нашей статье.

Процедура предоставления и действия арендатора

В том случае, когда у будущего арендатора имеется одно из перечисленных выше оснований для оформления аренды без торгов, ему необходимо придерживаться определенного алгоритма действий. Эта процедура также закреплена законодательно, в ст. 39.14 ЗК РФ, и включает в себя такие следующие этапы:

  • Подобрать участок, подходящий заявителю для целей аренды. Сделать это можно, например, на сайте Росреестра или путем обращения в администрацию населенного пункта.
  • Подготовить пакет необходимых документов, который включает в себя:
  • паспорт заявителя (копию);
  • документы на участок (кадастровый паспорт, схема расположения и т. п.);
  • документы, подтверждающие наличие оснований для аренды земли без торгов (данный пакет бумаг напрямую зависит от конкретного основания).

В частности, может потребоваться документация на строения, которые имеются на участке, заключенный ранее договор аренды, различные соглашения и разрешения от государственных органов и т. п. Точный список бумаг стоит заранее уточнить в уполномоченном органе.

  • Написать заявление на предоставление участка. Составляется оно в свободной форме с соблюдением общих правил и требований, предусмотренных для этого документа.
  • Подать заявление и прилагаемые к нему бумаги в уполномоченный орган. В частности, это может быть орган исполнительной власти конкретного населенного пункта (а точнее, отдел, который занимается рассмотрением земельных вопросов).
  • Ожидать решения. Для этого в законодательстве имеется установленный срок, равный тридцати календарным дням. После их истечения заявителю должны выдать либо решение о предоставлении участка в аренду, либо отказ в этом. В первом случае выданное решение будет основанием для дальнейшего заключения договора аренды.

Таким образом, можно сделать вывод, что процедура аренды участка без торгов намного легче, быстрее и проще, нежели при необходимости участия в аукционе. Поэтому при подаче заявки на аренду заявителю стоит тщательно изучить земельное законодательство, ведь при наличии у него весомых оснований он сможет получить землю в пользование именно по такой упрощенной схеме.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Самым распространенным вариантом получения земельного надела является аренда. Она дает право использовать территории, при этом не приобретая их в собственность.

Гражданин может обратиться к частному лицу для оформления сделки. В этом случае кроме составления

договора

ничего не потребуется. Если использовать планируется муниципальную землю, проводится

конкурс

.

Не все знают, что получить надел у органов местного самоуправления можно и в упрощенном порядке. Но процесс будет более сложным и объемным, в отличие от обращения к частным собственникам. Важно выяснить порядок предоставления земельных участков без проведения торгов в 2020 году.

Главные моменты

Гражданин должен знать основные моменты, касающиеся выдачи земельного участка. Порядок регулируется законодательными нормами. В них же отмечается и список документов, которые придется собрать для оформления аренды.

Что указано в законе

Основные моменты, согласно которым предоставляется право на получение надела без торгов, отражены в Земельном кодексе РФ. Нормы содержит статья 39.6. Она прописывает варианты предоставления надела по упрощенной схеме.

Государственные и муниципальные земли могут быть переданы в использование частному лицу или организации только по результатам конкурса. Но во втором пункте документа отмечаются ситуации, когда аукцион не проводится.

Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков в аренду на торгах и без проведения торгов

Список случав предоставления аренды на таких условиях весьма обширен. В пункте содержится 37 ситуаций с различными вариантами.

Также некоторые особенности отмечаются для граждан и организаций, которые уже арендуют государственные и муниципальные земли. Они могут заключить новые договоры без торгов при раннем получении надела на тех же условиях или предоставлении садового и дачного участка в ходе аукциона.

Выделяют некоторые ситуации, при которых арендаторы могут заключить новый договор. Важно, чтобы соблюдались некоторые условия.

Если на территории располагается объект незавершенного строительства, возможно предоставление надела. В этом случае получатель должен достроить жильё, если он получил право на землю в результате торгов.

Также выделяют полугодовалый срок на заявление прав на надел с имуществом, строительство которого не завершено. Если претендентов на них не найдется, они могут быть переданы другому лицу без проведения конкурса. Последние обязаны осуществить работы по приведению недвижимости в полноценный вид.

Необходимые документы

Земля в собственность может быть передана в соответствии с некоторым порядком. Его содержит специально разработанный регламент. Он выделяет, что основным документом при обращении является заявление о претендента. Оно составляется на типовом бланке.

Обязательно необходимо отразить в бумаге:

  • личные данные обращающегося с адресом и серией, номером паспорта;
  • юридический адрес, реквизиты уставных и регистрационных документов при обращении юрлица;
  • технические характеристики надела (кадастровый номер, сведения о согласовании);
  • данные о вынесенном решении по утверждению проекта межевания;
  • причины оформления надела на внеконкурсной основе;
  • наличие права получения участка;
  • целевое назначение надела;
  • реквизиты решения о принадлежности участка органам государственного характера или муниципального образования;
  • почтовый и электронный адрес заявителя.

Скачать форму межевого плана

Помимо заявки предоставляется и полный пакет документов.

В него входят:

  • бумаги, подтверждающие право получения надела без торгов;
  • схема межевания территории;
  • проект на землю, если оформляется лесная зона;
  • доверенность при обращении третьих лиц;
  • нотариальный перевод документа (при необходимости);
  • список лиц, состоящих в СНТ или кооперативе.

Условия предоставления земельных участков без проведения торгов

Часть вторая статьи 39.6 Земельного кодекса РФ отмечает возможность предоставления надела без проведения конкурса. В норме прописывается более тридцати условий, которые должны быть соблюдены заявителем. Их можно поделить на несколько групп в зависимости от оснований.

Законодательно предусматривается список граждан, которые могут стать арендаторами. К ним относят как физических, так и юридических лиц. Среди последних выделяют КФХ, религиозные организации и казачьи общества.

Также определяются категории наделов и цели их использования.

Среди основных направлений отмечают:

  • строительство объектов, ранее не завершенных;
  • садоводство;
  • огородничество;
  • сельскохозяйственная деятельность;
  • охоту;
  • освоение участков и т.д.

Претенденты могут делить в соответствии с тем, какие законы регулируют их право. Например, инициировать упрощенный порядок выделения наделов могут указы и распоряжения Президента, земельное законодательство, федеральные нормативно-правовые акты.

Отдельно отмечаются случаи, когда аукцион считается бессмысленным. Это предусматривается при подаче только одно заявки на конкурс. Договор аренды будет заключен с этим участником без торгов.

Образец заявления на выделение земельного участка

Основные правила

Перед обращением за получением надела необходимо выяснить, имеется ли основание предоставления земельного участка без проведения торгов. Законодательно выделяются особенные требования как к арендуемой территории, так и участнику сделки.

Скачать заявку на участие в торгах для заключения аренды земельного участка для юр. лиц

Скачать заявку на участие в торгах для заключения договора аренды земельного участка на физ. лицо

Виды прав и административный регламент

В законе отмечается несколько вариантов реализации прав на земельный участок:

  • Аренда территории осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. На основании ФЗ №101 получить в пользование можно только надел, который поставлен на кадастровый учет.
  • Гражданин может приобрести право частного и публичного сервитута. Первый основывается на нормах гражданского законодательства. Публичный же устанавливается органами местного самоуправления.
  • Если право было оформлено до момента вступления в силу ЗК РФ, то речь может идти о бессрочном использовании надела. После введения кодекса такая возможность не предоставляется.

Существует административный регламент, которого нужно придерживаться при выдаче наделов без конкурса.

В нем отмечаются:

  • последовательность процедуры;
  • состав действий;
  • сроки проведения.

Полномочия муниципальному органу, согласно документу, выделяются на законодательной основе. Учреждение должно обрабатывать и регистрировать заявления, проверять их соответствие закону, выдавать информацию и документы.

Когда и для каких территорий это возможно

Выделяют несколько категорий земель, которые могут быть переданы в пользование граждан без участия в торгах.

Если речь идет об оформлении права собственности, сделать это возможно в отношении территорий:

  • предоставленных в аренду для комплексного освоения;
  • переданных под ИЖС некоммерческим организациям;
  • выделенных кооперативу или СНТ для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
  • после раздела земли для некоммерческих организаций, юридических лиц для различных нужд;
  • на которых располагаются строения с оформленным правом собственности;
  • выданных для бессрочного пользования;
  • отведенных КФХ или сельхозорганизации;
  • арендуемых на протяжении трех и более лет.

Также отмечаются случаи аренды наделов на таких условиях.

Это касается земель:

  • юрлицам по указу и распоряжению Президента, Правительства РФ;
  • организациям на основании решения региональных властей;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для комплексного освоения;
  • льготным категориям граждан (инвалиды, малоимущие, многодетные);
  • для работ с целью разработки недр и т.д.

Основания для аренды наделов аналогичны тем, которые предусматриваются при передаче земель в собственность.

Возможно оформление и безвозмездного пользования.

Это касается территорий, выделенных:

  • лицам на годовалый срок;
  • работникам определенных организаций;
  • религиозным учреждениям;
  • гражданам на срок до шести лет;
  • имеющим на них объекты строения в собственности;
  • некоммерческим структурам для ИЖС и т.д.

Требования к претендентам

Предоставить надел без участия в конкурсе могут не всем гражданам и организациям.

Если речь идет о физическом лице, то аренда возможна для:

  • комплексного освоения территории под ИЖС;
  • ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
  • земель, зарезервированных государством или муниципалитетом;
  • покоса сена, выпаса скота;
  • личного подсобного хозяйства на землях за пределами населенного пункта;
  • КФХ;
  • льготных категорий граждан.

Некоммерческие организации могут арендовать наделы под ИЖС, а также осуществление садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Юр. лица оформляют аренду по распоряжениям Президента РФ, а также для размещения на территориях социально-значимых объектов. Также инициировать выдачу могут органы местного самоуправления при размещении объектов снабжения и инфраструктуры.

Если на территории имеется объект незавершенного строительства, то конкурс также может не проводиться. Получивший землю собственник должен завершить процесс постройки.

В качестве субъектов могут выступать и казачьи, религиозные общества. Наделы выдаются им для ведения сельского хозяйства и сохранения наследия страны.

Также во внимание принимаются некоторые виды деятельности государственного характера.

Могут быть выделены наделы при:

  • размещении водохранилищ и гидротехнических сооружений;
  • строительстве автомобильных и железных дорог;
  • размещении ядерных и радиационных установок;
  • выполнении международных обязательств.

Порядок оформления согласования

Выделяется определенная процедура оформления земельного надела.

Важно соблюдать несколько основных пунктов:

  1. Сначала необходимо подготовить межевую схему и образовать границы надела.
  2. Далее подается заявление в органы местного самоуправления о согласовании передачи объекта.
  3. Муниципалитет выносит решение, о чем уведомляется заявитель.
  4. Проводятся обязательные кадастровые работы, после чего формируется отдельный участок.
  5. Земля регистрируется в государственном кадастре с присвоением индивидуального номера.
  6. Заявитель обращается за получением участка.
  7. Если имеются некоторые основания, может быть вынесен отказ в выдаче без конкурса. При положительном решении оформляются соответствующие бумаги.

Статья 39.17. Предоставление земельного участка без проведения торгов

Алгоритм заключения договора

Чтобы заключить договор использования надела, необходимо обратиться в органы местного самоуправления.

Процедура проводится в несколько этапов:

  1. Гражданин должен найти незанятый участок земли, обратившись к карте на сайте Росреестра.
  2. На кадастровом плане указывается расположение будущего надела, принадлежащего пользователю. Кадастровый инженер поможет составить схему, за что придется заплатить 500–2000 рублей.
  3. В муниципалитет подается заявление о согласовании. К нему прилагается схема, а также копия паспорта. Через месяц органы самоуправления передают гражданину постановление.
  4. Для оформления кадастрового паспорта, межевого дела и постановки на учет участка нужно обратиться к инженеру. В течение 10 дней все действия будут проведены. Заплатить придется около шести тысяч рублей.
  5. В муниципалитет направляется заявление об аренде надела.
  6. С органами местного самоуправления заключается соответствующее соглашение. В нем прописываются основные характеристики надела, сведения о сторонах, а также права и обязанности каждой из них. Договор подписывается участниками сделки, после чего арендатор оплачивает аренду за полгода вперед.
  7. Для вступления договора в силу потребуется его регистрация. Она проводится в Росреестре. Обратиться с полным пакетом документов можно лично или через почту.

Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков в аренду на торгах и без проведения торгов

Причины для отказа

Некоторым гражданам отказывают в выделении надела без проведения конкурса. Это может быть обусловлено несколькими причинами, описанными в Земельном кодексе.

Среди оснований выделяют:

  • отсутствие полномочий на приобретение надела у гражданина;
  • невозможность оформления конкретного участка;
  • выделение наделов в СНТ;
  • наличие на территории объектов завершенного и незавершенного строительства;
  • принадлежность земель к резервным или изъятым из оборота;
  • участие наделов в торгах;
  • превышение допустимого размера территории;
  • использование земель для застройки по плану города;
  • несоответствие заявленного целевого назначения;
  • отсутствие вида разрешенного использования у земельного участка;
  • окончание периода согласования заявки;
  • превышение площади массива указанной в межевой схеме более, чем на 10%;
  • необходимость повторного разграничения надела.

Отказ может быть опротестован гражданином в соответствии с законом. Для этого нужно обратиться в судебные органы, предоставив доказательства ущемления прав.

Любой гражданин, входящий в список, может претендовать на внеконкурсное получение земель. Важно соответствовать всем определенным требованиям.

01 марта 2015 г. вступил в силу закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» [2]. Одним из дополнений закона является глава V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», регламентирующая все случаи предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в аренду, в безвозмездное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность.

Приобретение земельных участков может осуществляться без проведения или с проведением торгов (аукциона). По выкупной стоимости, длительности и сложности процедуры значительно выгоднее получать земельные участки без проведения аукциона.

Условия предоставления земельных участков без торгов

В п.1 ст. 39.15, п.2 ст.39.3, ст. 39.5, п.2 ст. 39.6, п.2 ст 39.10 ЗК РФ обозначены условия предоставления земельных участков без торгов. Наиболее выгодные условия предложены в ст. 39.5.

Бесплатно без торгов земля предоставляется в следующих случаях:

  • Если в отношении земельного участка заключен договор о развитии застроенной территории. При этом, земля предоставляется лицу, с которым заключен такой договор;
  • Если на земельном участке расположены здания и сооружения религиозного либо благотворительного назначения. Земля передается в собственность бесплатно религиозной организации, которой принадлежат данные здания и сооружения;
  • Если земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства и ранее предоставлен религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земля передается в собственность религиозной организации бесплатно;
  • Если земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного созданной гражданами некоммерческой организации для ведения садоводства, огородничества. Выделенный участок относится к имуществу общего пользования и предоставляется в общую собственность гражданам — членам такой некоммерческой организации;
  • Если земельный участок был ранее предоставлен в безвозмездное пользование гражданам для ведения ЛПХ или осуществления деятельности К(Ф)Х. Участок предоставляется в собственность гражданину, который использовал участок, на дополнительных условиях: 1) по истечении 5 лет со дня предоставления, 2) использовании земли в указанный период в соответствии с разрешенным использованием, 3) при условии работы гражданина по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которая определена законом субъекта РФ.

Земельным кодексом предусмотрено, что в каждом муниципальном образовании могут быть установлены свои приоритетные специальности, для которых предусмотрена возможность льготного получения земли в собственность бесплатно.

  • При предоставлении земельных участков под ИЖС гражданам, имеющим трех и более детей. Органами государственной власти субъектов РФ могут быть предусмотрены для данной категории граждан дополнительные требования (содержание на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

Ст. 39.10 ЗК РФ не подразумевает никаких выплат (арендной платы, налогов, выкупной стоимости) за пользование участком, но передача земли осуществляется только во временное пользование.

Земельные участки могут быть выделены в безвозмездное пользование без торгов:

  • гражданину для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на срок не более 6 лет;
  • для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, которые работают по основному месту работы в муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта РФ, на срок не более 6 лет;
  • гражданину, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением;
  • гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более 5 лет;
  • в виде служебных наделов работникам организаций на срок трудового договора;
  • гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем 5 лет;
  • некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем 5 лет;
  • некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами;
  • религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до 10 лет;
  • религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения;
  • лицам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на срок исполнения этих договоров;
  • лицам, с которыми заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, на срок исполнения указанного контракта;
  • лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общинам на срок не более 10 лет;
  • некоммерческим организациям, созданным субъектом РФ в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, на период осуществления строительства;
  • лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок прекращено в связи с изъятием земли для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;
  • лицу, имеющему право на заключение договора безвозмездного пользования земельным участком, в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» [].

Аренда земельного участка без торгов

Объемный перечень предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности в аренду без торгов (п.2 ст.39.6 ЗК РФ)систематизирован ниже в зависимости от категории граждан.

Договор аренды без проведения торгов заключается:

с Физическими лицами (гражданами) в случае передачи в аренду:

  • земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования,
  • земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования. Земля передается в аренду членам такой некоммерческой организации;
  • земельного участка, зарезервированного для государственных или муниципальных нужд или ограниченного в обороте;
  • земельного участка для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в случае его расположения за границами населенного пункта;
  • земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • любого земельного участка, если он предоставляется гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации;
  • земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ;
  • земельного участка взамен земельного участка, уже предоставленного на праве аренды, но изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

С Некоммерческими организациями, в случае передачи в аренду:

  • земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства в случае, если это предусмотрено решением общего собрания;
  • земельного участка, образованного в результате раздела ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и отнесенного к имуществу общего пользования;

С Юридическими лицами, в случае передачи в аренду:

  • земельного участка по указу или распоряжению Президента РФ;
  • земельного участка по распоряжению Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов;
  • земельного участка по распоряжению высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов;
  • земельного участка для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
  • земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц;
  • земельного участка взамен земельного участка, ранее предоставленного юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

С собственниками зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в случае передачи в аренду:

  • земельного участка, на котором расположены здания, сооружения. Участки могут передаваться в аренду без торгов лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления;
  • земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства;

С Лицами, с которыми ранее заключены договоры в отношении земельных участков, в случае передачи в аренду:

  • земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории. Договор аренды без торгов заключается с лицами, с которым заключен договор комплексного освоения территории;
  • земельного участка, образованного в границах застроенной территории. Договор аренды без торгов заключается с лицами, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
  • земельного участка для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса. Договор аренды без торгов заключается с юридическим лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;
  • земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Договор аренды без торгов заключается с лицом, с которым заключено концессионное соглашение;
  • земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Договор аренды без торгов заключается с лицом, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;
  • земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, для строительства объектов инфраструктуры этой зоны. Договор аренды без торгов заключается с лицом, с которым заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны;
  • земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования. Договор аренды без торгов заключается с лицом, ранее заключившим договор об освоении территории;
  • земельного участка для добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Договор аренды без торгов заключается с лицом, с которым ранее заключены договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами;

С религиозными организациями, казачьими обществами в случае передачи в аренду земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ;

С недропользователями в случае передачи в аренду земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

С резидентами особой экономической зоны или управляющими компаниями в случае передачи в аренду земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости по управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости;

С резидентами зоны территориального развития в случае передачи в аренду земельного участка в границах указанной зоны для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией;

С резидентами свободного порта Владивосток в случае передачи в аренду земельного участка на территории свободного порта Владивосток.

В особых случаях для выполнения деятельности, связанной с государственными интересами или интересами государственных компаний земельные участки без торгов могут передаваться в аренду:

  • для размещения водохранилищ или гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения;
  • Государственной компании «Российские автомобильные дороги» для осуществления деятельности в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;
  • открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» для осуществления деятельности компании, а также для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • по решению Правительства РФ для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов и пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • для выполнения международных обязательств Российской Федерации;

Договор аренды земельного участка из государственной или муниципальной собственности без проведения торгов может быть заключен повторно с арендатором земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства. При этом необходимо, чтобы выполнялись условия надлежащего использования земли. Заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано до истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.

Цена земельного участка без проведения торгов

Цена приобретения (выкупа, приватизации) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может устанавливаться:

  • по результатам аукциона;
  • в размере начальной цены предмета аукциона. Уполномоченный орган может выбрать рыночную или кадастровую стоимость земельного участка. Устанавливать начальную цену на уровне кадастровой стоимости разрешено только в том случае, если кадастровая оценка проводилась не раньше чем за 5 лет до аукциона;
  • не выше кадастровой стоимости, в случае заключения договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.

Цена аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может устанавливаться:

  • по результатам аукциона;
  • в размере начальной цены предмета аукциона;
  • в порядке, установленном Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления;
  • не выше размера земельного налога в случаях заключения договора аренды:

— с лицом, которое имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка без проведения торгов;
— с лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
— с лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;
— с лицами, которым на праве оперативного управления принадлежат находящиеся на земельном участке здания, сооружения, помещения в них;
— с юридическим лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;
— с юридическим лицом, заключившим договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса.

Источники:

Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ (действующая редакция от 08.03.2015). – http://www.consultant.ru/popular/earth/.
О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
. Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) . –http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176350/#p26.
О содействии развитию жилищного строительства. Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ (ред. От 13.07.2015). — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78700/.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: