Правила установления вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году

Владельцы земельных наделов нередко испытывают потребность в изменении возможностей их использования. Устанавливается вид разрешенного использования муниципалитетом при формировании надела и указывается в документации при его переходе в аренду или собственность лицам физическим и юридическим. Чтобы расширить возможности участка, потребуется изменить вид разрешения. Все изменения должны вноситься с соблюдением норм законодательства.

Законодательная база

Планируя корректировку вида разрешенного использования земли, владелец должен ответить на несколько вопросов, взвесить все «за» и «против» по каждой позиции. Во-первых, определиться, как это сделать законно и можно ли вообще произвести изменения. Затем встает вопрос финансов, которые владелец готов заплатить за процедуру. И третий пункт – целесообразно ли это.

Регламентируется процедура внесения таких изменений двумя кодексами РФ: Градостроительным N 190-ФЗ и Земельным N 136-ФЗ, а также Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. с изменениями от 2017 года. Осуществляется услуга с соблюдением правил земельного пользования, застройки конкретной единицы территории.

Виды разрешенного использования земельных участков

Земельным кодексом закреплено, что все земли разделены на категории в соответствии с назначением. Перечислим категории, это земли:

  • населенных территорий, где разрешается возведение строений в рамках развития территорий городских и сельских поселений;
  • сельхозназначения с ограничением по использованию;
  • отведенные под объекты промышленности, энергетики, связи и т.д., а также используемые в целях военных разработок, объектов космического направления и гос.безопасности;
  • заповедные и охраняемые территории;
  • лесничеств, охраняемых зон вблизи водоемов;
  • участки запасного назначения.

Распространенными категориями, которые наиболее часто переводят в другое использование, являются земли населенных пунктов, а также сельхозназначения. Изменение разрешения касается, как правило, получения возможности построить жилой дом, зарегистрировать и прописаться для постоянного проживания. А для этого участок должен иметь статус ИЖС.

Если говорить о видах использования, то это фактор, определяющий деятельность, которую позволено производить на конкретном наделе. Заметим, что в разных категориях могут оказаться одинаковые разрешительные виды. Например, сельхозземли и участки населенных пунктов позволено использовать для ведения ЛПХ.

Самые популярные виды разрешенного использования наделов:

  • осуществления с/хозяйства (производства с/х продукции) с возможностью возведения помещений, требуемых для переработки, а также хранения выращенной продукции;
  • ЛПХ;
  • организации садоводства и огородничества;
  • крестьянско-фермерской деятельности;
  • ИЖС с правом строительства частного жилого дома определенных параметров.

В каждом случае имеются свои требования и ограничения. Если дело касается надела под ИЖС, то на нем обязательно должен быть построен частный дом. На земле под огород и сад законом разрешено возвести домик, но получить в нем прописку невозможно. Надел под ЛПХ должен использоваться только по прямому назначению и получить разрешительные документы на строительство на нем не получится.

Как изменить ВРИ участка: порядок действий

1. Первыми шагами будут уточнение градостроительных регламентов, касаемо вида использования земли

Это необходимо сделать в начале подготовки к изменениям разрешения, чтобы уточнить вид использования земельных участков для функциональной территории, в пределах которой расположен участок земли.

Данные о возможных ВРИ содержит один из документов:

  • Выписка из ПЗЗ о разрешенных видах использования, которую можно заказать, зная кадастровый номер или адрес участка;
  • Градостроительный план.
  • Справка о зонировании территориальной единицы, в пределах которой расположен надел.

Заказать эти документы можно при обращении в Росреестр (в том числе на их официальном сайте), через МФЦ, в администрации по месту нахождения участка.

2. Какое разрешенное использование определено для конкретного участка;

ВРИ земель разделены на три группы:

  • основные;
  • условно разрешенные (назначены в результате публичных слушаний);
  • вспомогательные (они могут быть назначены дополнительно к двум первым группам).

3. Подбор вида использования, который будет максимально соответствовать тому, какие цели запланированы для надела.

В каждой группе имеется свой перечень ВРИ, из которого может быть выбран наиболее подходящий для изменения и отвечающему планируемому использованию. При этом обязательно стыкуются вспомогательные виды с основными. Все виды должны соответствовать классификатору ВРИ 2019.

Возможные проблемы

На данный момент существует ряд нестыковок Классификатора ВРИ с градостроительными регламентами. Постепенно к началу 2020 года ПЗЗ претерпят изменения и будут приведены в соответствие с Классификатором.

Наиболее наглядный пример связан со строительством жилого дома на землях КФХ, поскольку в Классификаторе ВРИ нет такого вида использования участка. Поэтому муниципалитеты не выдают разрешение на постройку, так называемого, дома фермера. Можно уточнить в ПЗЗ администрации, относится ли возведение жилого помещения к условно разрешенному для данного надела. Проблема может решиться, если основной ВРИ заменить на условно разрешенный или назвать дом хозяйственной (складской) постройкой. Но прописаться в нем будет невозможно.

4.  Далее следует подготовка документов и предоставление в местную администрацию по нахождению участка, если требуется проведение публичных слушаний, или в орган Росреестра. Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний — при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.

5.  Принятие решения о смене категории разрешенного использования земли в компетенции земельного комитета органа местного самоуправления. Точную информацию можно посмотреть на сайте администрации.

Зачастую возникает потребность перемены разрешения на использование не только для возможности строительства жилого дома, но и для проектов коммерческого направления. Например, автостоянки или комплекса для занятий спортом. Любое изменение должно производиться с согласия комиссии при администрации.

При рассмотрении заявления принимается решение в пользу жителей проживающих на этой территории. Чтобы получить положительное заключение, необходимо указать в заявлении всю очевидную пользу для развития инфраструктуры поселения. Если будут соблюдены все градостроительные, а также противопожарные нормы, то дается соответствующее одобрение.

Варианты решения вопроса об изменении ВРИ участка

При изменении ВРИ участка используется один из вариантов:

  1. Путем проведения публичных слушаний. Собственником подается заявление в администрацию для установления иного вида использования надела, если отсутствуют действующие Правила землепользования и застройки, выносится постановление в результате одобрения граждан.
  2. Заявление подается в Росреестр через МФЦ лично, через доверенное лицо или отправлением по почте в рамках градостроительного регламента. Применим в случае корректировки вида разрешения с внесением поправок в данные кадастра по участку и в нужной графе заявления указывается вид соответствии с Классификатором.
Заявление об установлении соответствия ВРИ земельного участка классификатору (бланк) Скачать

На рассмотрение собственником земли подается заявление и ряд документов. В результате положительного одобрения происходит изменение ВРИ или выдается мотивированный отказ с указанием причины и нормативного акта, на который отсылается полномочный орган.

Форма обращения для изменения ВРИ участка земли является заявительной. Это значит, что собственник или арендатор должен подать в орган, обладающий полномочиями по решению этого вопроса, заявление по установленной форме.

В нем обязательно указываются:

  • характеристики надела, сведения о нем;
  • точное положение;
  • форма собственности;
  • характеристики кадастрового учета и технические данные;
  • срок пользования или владения;
  • причины изменения вида разрешения на землю.

Чтобы получить положительный ответ, нужно акцентировать внимание на недопущение нарушения норм градостроения в результате производимых изменений. Заверяется документ подписью собственника.

Документы, прилагаемые к заявлению об изменении ВРИ земельного участка

Административный регламент устанавливает перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением на изменение вида разрешенного использования надела. Категория участка земли может повлиять на количество документов, которым потребуется расширить вышеперечисленный перечень. Поэтому необходимо заранее побеспокоиться о том, чтобы он был полным.

Подать пакет документов можно несколькими способами и в каждом случае требования к его формированию могут отличаться. Рассмотрим каждый случай подробнее.

Решение вопроса в кадастровой службе

В орган кадастра или МФЦ можно обратиться сразу при соблюдении условий:

  • при наличии в администрации ППЗ, градостроительных регламентов;
  • планируемый ВРИ зоны, где находится участок, по основному виду состыкован с Классификатором.

Подать документы может лично через МФЦ владелец или арендатор участка, по которому требуется произвести изменение вида разрешения на использование. При этом к заявлению о кадастровом учете изменений недвижимости прикладываются копии перечисленных документов:

  • удостоверения личности гражданина, подающего заявление;
  • устанавливающих право на земельный надел;
  • полученного ранее решения администрации о праве на перемену ВРИ земли (в случае, когда заявитель пользуется арендованной землей).
Заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости (бланк) Скачать

Все остальные документы, которые могут потребоваться для уточнения сведений в ходе оказания услуги, орган Росреестра получает у других государственных структур самостоятельно в рамках действующих регламентов и межведомственного взаимодействия. Не возбраняется представление иных документов собственником.

Изменения в учетные данные кадастра должны вноситься в срок 23 рабочих дня от момента передачи в уполномоченный орган документов.

Решение вопроса в местной администрации

В администрацию заявление с документами подается при необходимости:

  • проведения публичных слушаний, в результате которых будет согласовано установление нового ВРИ;
  • приведения имеющегося вида разрешения в соответствие с Классификатором.

Прикладываются следующие копии:

  • паспорта заявителя или нотариальной доверенности представительного лица собственника (арендатора) земли;
  • выписки из ЕГРИП для предпринимателей (ЕГРЮЛ для юридических лиц), а также свидетельства о регистрации юр.лица или ИП;
  • бумаги правоустанавливающего характера на землю и строения;
  • когда заявитель не собственник земли (например, участок арендуется), то необходимо получить согласование от собственника, что он не возражает по поводу изменения ВРИ.
  • схема расположения земельного участка

Заявление будет иметь форму прошения о приведении ВРИ в соответствие с Классификатором.

Запросить необходимые документы дополнительно (кадастровый паспорт участка, выписку из ЕГРН, правоустанавливающие документы) администрация может самостоятельно. Но заявитель вправе приобщить их к пакету подаваемых документов по своей инициативе.

Сроки принятия решения составляют в зависимости от необходимости проведения слушаний 30-60 рабочих дней.

Заказ госуслуги

По информации с сайта Госуслуг подать заявку на оказание услуги по изменению ВРИ земельного участка можно:

  1. При личном обращении в МФЦ;
  2. Почтовым отправлением с вложением всех необходимых документов;
  3. Жители Московского региона могут получить электронную услугу на сайте mos.ru.

Ознакомиться о порядке предоставления, результате обращения, необходимых документах и случаях отказов можно на портале Госуслуг. Здесь же имеются ссылки на нормативные документы и административные регламенты касательно исполнения услуги по изменению вида разрешенного использования надела.

https://www.youtube.com/watch?v=OkINZBOIZWc

09.11.2015

В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 (далее – Порядок ведения ГКН) сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) в соответствии с зонированием территории, в том числе на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вступил в силу с 24.12.2014.

В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

При этом, до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Таким образом, для изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо обратиться с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков в орган государственной власти или орган местного самоуправления. После получения решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, необходимо обратиться в межрайонный отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области, либо через многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа с заявлением о государственном кадастровом учете изменений адреса объекта недвижимости либо направить заявление почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, либо их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Одним из значительных ресурсов нашей страны по праву считается земля. Размеры территорий в регионах могут сильно разниться, но должны использоваться с пользой и по назначению.

Государственные и муниципальные власти распоряжаются землями запаса и участками, предназначенными для

аренды

и

продажи

. Многие граждане и юридические лица стали собственниками в результате покупки,

дарения

, обмена или вступления в наследство.

Присвоенные категории земель позволяют заниматься выращиванием сада и огорода, индивидуальным строительством, разведением скота и птицы, развитием сельскохозяйственного и фермерского хозяйства.

Только владелец или арендатор не смогут самовольно распоряжаться наделом в соответствии со своими желаниями, не обращая внимания на определенные ограничения. Существует порядок установления вида разрешенного использования земельного участка, прописанный в ряде законодательных актов.

Несмотря на некоторую размытость самого понятия, допустимое пользование затрагивает зонирование территорий и оказывается важным элементом, влияющим на правовой статус земельного надела.

Возникает некая гарантии, защищающая как права собственника, так землю от нецелевого назначения, что может нанести существенный урон ее характеристикам и экологии.

Формирование участка происходит после выдела, объединения, перераспределения или разделения земли. При этом соседние наделы могут попасть под разные категории, что может стать препятствием при том же перераспределении.

Потенциальный собственник должен четко представлять вид допустимого пользования с его запретами и ограничениями, чтобы в случае необходимости внести изменения в целевое назначение, согласно букве закона.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Определение понятий

Четкого определения понятия разрешенного пользования пока не существует. Основные определения содержатся в двух кодексах.

В Земельном прописан:

Следовательно, после установления границ, заработает регламент градостроения, опирающийся на соответствующий кодекс. Фактически разговор идет о трех видах допустимого пользования — основном, условно разрешенном и вспомогательном.

Участки предполагают землепользование и застройку, поэтому их можно рассмотреть на карте кадастра и генеральных планах. Наделы, также как недвижимость, должны находиться в пределах конкретной территории и не выходить за ее границы.

Вариант пользования присваивается в соответствии с классификатором, утвержденным три года назад приказом минэкономразвития (№ 540).

Из него можно узнать, что:

  • Участки для проведения сельхозработ или разведения скота и птицы позволят возводить сооружения, необходимые для хранения и переработки продукции. Жилое строение возвести не удастся.
  • Наделы в садовом или дачном товариществе не запрещают построить дом, гараж и хозяйственные постройки. Только капитальное строение не может быть многоквартирным и быть выше трех этажей. В огородном товариществе тоже налагается запрет на жилой дом.
  • Площадь участка для торгового и развлекательного центра должна быть не меньшее 5000 квадратов. Здесь создается новая инфраструктура с остановками и парковкой, размещением кафе и ресторанов, филиалов банков и страховых компаний.
  • Для магазинов и супермаркетов можно отвести менее 5000 квадратных метров.

Если категория земли и вид удовлетворяют собственным пожеланиям, то стоит подумать о приобретении, долгосрочной аренде или выделе нового надела.

Образец заявления на установление вида разрешенного использования земельного участка:

Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка

Процесс перевода земли в другую категорию прописан в принятом законе (№ 172). Но основные правила больше определяет градостроительный регламент (ст.1, 6 Гр.К).

Выбор надела, без затрат времени на согласования, гарантирован сразу после разделения земли. В зоны включены наделы и сооружения капитального строительства.

Исключение составляет определенный круг земель, включающий запас, лесной фонд, природоохранные и водные участки. Список дополняют угодья, предназначенные для сельхозназначения и наделы в особых свободных зонах.

Так кто устанавливает вид разрешенного пользования земельного участка. Можно сразу дать четкий ответ. Главные полномочия были возложены на местные власти, которые могли довольно долгое время произвольно определять назначение для наделов.

С появлением классификатора удалось несколько изменить положение и придерживаться правового поля.

Сегодня работают три вида использования:

  • Основные устанавливаются для своего надела собственником без проведения процедуры согласований с местной администрацией. К примеру, в дачном и садовом товариществе разрешено построить дом, где можно впоследствии прописаться.
  • Условно разрешенные применяют после проведенной публичной процедуры и получения разрешения. Чтобы открыть магазин на площади до 500 квадратов придется подать заявку и согласовать вопрос.
  • Вспомогательные используют как дополнение к первым двум. Это позволит выстроить стоянку или гараж.

Ситуация осложнена тем, что многие наделы выдавались долгие годы даже без оформления свидетельства о праве собственности и постановки на кадастровый учет. Здесь приходится ссылаться на принятые ранее решения властей.

Когда существует проект планировки и генеральный план развития, в нем обязательно будут обозначены категории и виды.

До сих пор осталось немало наделов, на которые пока не распространяются правила, как их можно использовать и застраивать. Проблема возможно решить путем корректировки присвоенного вида, чтобы урегулировать спорный вопрос.

Его решение имеет большое значение для собственника. Ведь от этого зависит возможность строительства, минимальные и максимальные значения площади и кадастровая стоимость участка.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Куда обращаться

Сложившаяся практика говорит о том, что чуть ли не до половины наделов, собственниками которых являются частные и юридические лица, пока не имеют плана размежевания, акта об установлении границ и кадастрового паспорта. Именно в нем будет прописан вид допустимого пользования.

Обойтись без проведения кадастровых работ уже не удастся. Без этого невозможно получить свидетельство о праве собственности и полноценно распоряжаться землей — продавать, дарить, завещать, сдавать в аренду или в качестве залога.

Кроме того, налоговики должны начислить земельный сбор. Правда после постановки на учет они взыщут задолженность лишь за последние три года.

Правовой режим и возможность участвовать в обороте начнут действовать только после внесения записи в реестр.

Определением вида будет заниматься местная администрация, когда примет соответствующее распоряжение или постановление, исходя из планов развития и действующего классификатора. При продаже доли надела к ней переходит вид, установленный для основного участка.

Первым делом потенциальный собственник должен проверить наличие кадастрового паспорта. Его отсутствие говорит о том, что придется обратиться в специализированную компания для проведения работ на месте. После постановки на учет удастся получить точную информацию о присвоенной категории и допустимом пользовании земли, лишь затем предпринять действия для подготовки процедуры изменений.

Чтобы приобрести или арендовать новый надел, обращаются в органы муниципии с просьбой о выделении. Найти участок можно на карте, расположенной на официальном портале росреестра.

Подготавливается схема, заявление и документы, которые будут рассмотрены. Ответ выдается не позднее двух месяцев. Аренда связана с процедурой

торгов

, когда будет проведен аукцион и выиграет тот участник, кто предложит наивысшую

арендную плату

.

Надел может быть образован из земли, находящейся в государственной собственности. Сведения вносятся в ГКН после принятия решения органами самоуправления.

Образец оформленного нотариально согласия

Кто имеет полномочия для определения категории земли

Именно местные власти наделены большими полномочиями, поскольку они лучше знают ситуацию на местах и должны позаботиться в планах развития своего района.

При условно разрешенном варианте пользования обязательно собирается комиссия и проводится рассмотрение, причем публичное.

Нужно гарантировать права собственника, но одновременно учитывать традиции и историю края, чтобы не нанести вреда земле и интересам проживающих людей.

Муниципальные власти при определении категории земель придерживаются конституции, кодексов, государственных и региональных законов с учетом классификаторского кода.

Выходить за рамки своих полномочий и нарушать границы своего образования категорически запрещено. В кодексах можно найти перечень категорий, связанных с территориальным зонированием.

Они определяются как:

  • общественные и деловые;
  • производственные и специального назначения;
  • жилые, также расположенные в особых зонах;
  • предназначенные для сельхозназначения;
  • транспортные, задействованные для установки инженерных инфраструктур;
  • рекреационные и для размещения специальных объектов.

Разграничение еще не означает, что надел нужно использовать только по первоначальному назначению. Каждая категория подразделяется на отдельные подвиды и виды.

Права смены категории целиком зависит от желания собственника надела. Когда проведение деятельности входит в противоречие с видом, его лучше сменить.

Как изменить целевое назначение

К этому решению приведет целый ряд обстоятельств, позволяющий обойти существующие запреты.

К их числу относится возможность:

  • неплохо заработать не перепродаже (участки для проведения различных сельхозработ стоят дешевле чем расположенные рядом с населенными пунктами);
  • заняться собственным производством или продажей продукции на личном участке, особенно когда удалось перераспределить и объединить наделы;
  • выстроить многоквартирное жилье на наделе, отведенном для подсобного хозяйства;
  • использовать сельскохозяйственный надел для строительства жилых домов.

Список можно пополнить, но первым шагом станет узаконивание изменений, чтобы не оказаться привлеченным к административной ответственности.

Нужно исходить из трех видов пользования. Основной и вспомогательный дают возможность обойтись без согласований, но есть определенные ограничения. Объект не должен занимать место свыше 30 процентов от общей площади. Нужно учитывать предусмотренные отступы от границ, варьирующиеся в регионах от 8 до 15 метров.

Нельзя нарушать параметры, значение которых определены региональными и местными властями. В среднем минимум располагается в пределах от 0.02 до 0.06 га, максимум подскакивает от 15 до 25 гектаров, предназначенных для развития личного подсобного хозяйства и ИЖС. Фермерский надел достигает 40 гектаров, но это далеко не предел.

Муниципия и государство повлияют на порядок выбора между основным и вспомогательным вариантом, когда надел находится в публичной собственности. Работает определенный порядок, позволяющий уполномоченному органы принять решение и направить данные в территориальное отделение реестра, чтобы изменить запись в кадастровом учете.

Муниципальные и госпредприятия смогут осуществлять деятельность только в пределах видов, прописанных в учредительных бумагах.

Условно разрешенный вариант ограничивает право выбора. Собственник пройдет через согласования перед получением положительной резолюции, что оговорено в градостроительном кодексе (с.39).

Особенно часто такое происходит из-за проведения строительных работ. После подачи заявления состоится заседание и комиссия даст свое заключение, исходя из подготовленного проекта правил застройки. Нельзя исключить отказ или выставления ряда обязательных условий, чего не происходит при основном виде.

Следует придерживаться определенного порядка действий:

  1. Смена категории находится в компетенции местных властей. Обычно для этого создан земельный комитет, куда следует обращение. Более подробная информация всегда присутствует на официальном сайте администрации.
  2. Собирается список документов и подготавливается заявление. Условия и требования содержатся в утвержденных градостроительных регламентах.
  3. Бумаги подаются лично, отсылаются заказным письмом с перечнем и обратным уведомлением или предаются через человека, имеющего нотариальную доверенность.
  4. На рассмотрение вопроса отводится до 45 дней, но все может затянуться до 3 месяцев, особенно когда потребуется предоставить дополнительные документы.
  5. Глава администрации должен принять решение об отказе или изменении вида пользования, о чем обязательно сообщается в письменном уведомлении.

Отказ иногда бывает связан с недостатком приложений или выявленными неточностями. Можно вновь подготовить бумаги и подать на рассмотрение. Дело может быть рассмотрено в судебном порядке и положительный вердикт станет основанием для внесения изменений.

Чем тщательней будет проведен подготовительный этап, тем быстрее удастся узаконить предстоящие перемены.

К ходатайству прикладываются:

  • паспорт заявителя или его доверенного лица;
  • заявление с мотивами перевода, описанием уникальных характеристик и кадастрового номера;
  • кадастровый план, паспорт и акт установления границ, подписанный также владельцами соседних участков;
  • правоустанавливающие документы на землю вместе с свидетельством о праве собственности;
  • заключение экологической экспертизы, доказывающей что дальнейшие действия не нанесут вреда окружающей среде;
  • письменное согласие собственника, который хочет осуществить перевод в другую категорию.

Сам акт о переводе должен быть выдан не позднее двух месяцев после подачи бумаг, если было принято положительное решение.

Сама процедура не считается бесплатной и придется раскошелиться. Одни кадастровые работы обходится в среднем от 8 до 15 тысяч рублей. Наделы целевого назначения требуют проведения ряда экспертиз, консультаций с юристами и подготовки проектной документации (например, при рекультивации).

Оплачиваются услуги нотариуса и государственная пошлина, поскольку надо внести запись в реестре.

Окончательная сумма может сильно разниться, она очень зависит от региона и муниципальных властей. Расценки смогут сообщить в земельном комитете в процессе подготовки.

Несколько слов надо сказать об административной ответственности, которая обернется штрафными санкциями:

До 1 процента от суммы кадастра (от 10 тысяч рублей) За самовольное и нецелевое использование.
0.5 процента кадастровой стоимости (минимум 3000 рублей) За заброшенный и не обрабатываемый участок.
1,5 процента, но не меньше чем 20000 рублей За участок для ИЖС, где не проводятся работы.
От 1 до 2 процентов Выплачивают в том случае, когда не произошло размежевание, постановка на учет и отсутствует кадастровая стоимость.

Внесение изменений теперь становится достаточно прозрачной операцией. Нужно заранее решить, стоит ли вообще это делать, чтобы не затрачивать много времени и средств на проведение процедуры.

Действующая категория и вид допустимого пользования предоставляют достаточно широкие возможности для собственника, только надо ими воспользоваться.

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение разрешенного использования земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Изменение разрешенного использования земельного участка

Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 03.08.2019)
«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
3) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний
. Указанные общественные обсуждения или публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3, 4, 7 — 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению;

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Изменение разрешенного использования земельного участка

Формы документов: Изменение разрешенного использования земельного участка

minerta.ru
Правила установления вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году
Правила установления вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: