Параметры договора аренды лесного участка в 2020 году

Типовой договор аренды лесного участка является единственно допустимой формой соглашения при возникновении арендных отношений в области лесопользования. Почему сложилась такая ситуация и каковы основные особенности условий аренды лесного участка, разберем далее в публикации.

Правовое регулирование в области лесопользования

Права на лесные участки

Предоставление одного и того же объекта нескольким арендаторам

Процедура заключения сделки

Типовая форма договора аренды лесного участка в 2020 году

Стороны арендной сделки

Предмет и объект договора

Арендная плата

Срок аренды

Отдельные положения

Правовое регулирование в области лесопользования

Отношения в сфере лесопользования регулируются следующими нормативными источниками:

  • Лесным кодексом РФ (далее — ЛК РФ). В данном случае положения кодекса являются специализированными приоритетными нормами по отношению к другим правовым актам.
  • Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ). Применяется как общий закон об арендных взаимодействиях.
  • Земельным кодексом РФ (далее — ЗК РФ). Уточняет моменты, связанные с арендой земельных участков.
  • Приказом Минприроды России «Об утверждении типовых договоров аренды…» от 20.12.2017 № 693. Включает в себя актуальный типовой договор аренды лесного участка 2020 года по всем видам лесопользования.

Таким образом, гражданское и земельное законодательство применяется к имущественным взаимоотношениям с лесными ресурсами только в той части, в которой они не противоречат ЛК РФ.

Права на лесные участки

Согласно ст. 71 ЛК РФ лесные участки могут быть переданы:

  • в постоянное (бессрочное) пользование организациям на основании решения соответствующего государственного или муниципального органа;
  • юридическим и физическим лицам в аренду на основании договора аренды;
  • компаниям и гражданам в безвозмездное пользование на основании одноименного договора.

Что касается права собственности, то в ЛК РФ упоминается федеральная, государственная и муниципальная собственность на лесные участки. Все леса в границах лесного фонда относятся к федеральной собственности, т. е. принадлежат только РФ. Принадлежность лесных участков на территории других земель определяется общими правилами земельного законодательства. В этой связи отметим, что упоминаемая в ЛК государственная собственность на лес подразумевает принадлежность участка либо РФ, либо субъекту РФ.

В силу ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земли лесного фонда ограничены в обороте, поэтому не могут быть предоставлены в частную собственность (ч. 2 ст. 27 ЗК РФ). При этом земли с таким статусом могут быть объектом других гражданско-правовых сделок, в том числе и арендного соглашения. Далее мы будем разбираться только с вопросами арендных правоотношений.

Предоставление одного и того же объекта нескольким арендаторам

По своим характеристикам лесные участки попадают в группу имущества, которое может быть передано в аренду одновременно для нескольких целей (ч. 2 ст. 25 ЛК РФ). Но может ли при этом лесной участок быть в аренде у нескольких лиц — вопрос спорный, и судебная практика по нему неоднозначна.

Одни суды полагают, что ст. 25 ЛК РФ дает арендодателю право сдавать участок одновременно нескольким арендаторам, но для разных целей (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 по делу № А05-7607/2009, определение Верховного суда РФ от 23.10.2015 по делу № А82-12416/2013).

Другие суды считают, что норма ст. 25 ЛК РФ просто определяет виды использования участков, но не регулирует порядок их предоставления. Поэтому говорить о правомерности передачи лесного участка нескольким арендаторам нельзя (постановление ФАС Центрального округа от 05.04.2010 по делу № А09-9389/2009). Хотя положительная практика по данной позиции не столь многочисленна.

Что по этому поводу говорят официальные органы? В письме Минэкономразвития РФ от 01.02.2011 № Д23-342 сказано о возможности предоставления одного лесного участка нескольким арендаторам одновременно. Однако при этом рекомендуется указывать в тексте сделки на право арендодателя предоставлять объект другим пользователям для других целей и обязывать его же уведомлять об этом предыдущего арендатора.

Процедура заключения сделки

Лесные участки предоставляются в аренду посредством проведения торгов. Последние организуются в форме открытого аукциона или открытого конкурса (ч. 1 ст. 73.1 ЛК РФ). Правила и порядок проведения торгов полностью регламентируются гл. 8 ЛК РФ.

Без торгов заключение договора аренды допускается, если целью аренды является:

  • создание охотхозяйства;
  • проведение геологических исследований и разработка полезных ископаемых;
  • возведение и эксплуатация водных и гидротехнических объектов;
  • эксплуатация линейных сооружений;
  • запуск инвестиционных проектов, связанных с освоением лесов;
  • заготовка древесины в связи с использованием участка для геологических изысканий, сооружения водных и линейных объектов и др.

Кроме того, торги проводить не требуется:

  • при условии наличия на участке капитального строения;
  • в случае заключения нового договора аренды, при условии что лесные участки предоставлены в аренду ранее по результатам торгов на срок от 10 лет.

При отсутствии необходимости проводить торги договор аренды заключается по заявлению заинтересованного лица на основании соответствующего решения уполномоченного органа. Порядок подачи, принятия и рассмотрения такого обращения описан в приказе Минприроды России «Об утверждении порядка подготовки…» от 28.10.2015 № 445.

Типовая форма договора аренды лесного участка в 2020 году

Договор аренды лесного участка подготавливается соответствующим органом в форме единого письменного документа, подписанного сторонами. Следует отметить, что всегда существовала утвержденная правительством универсальная форма данного документа, которой пользовались для всех видов лесопользования. Предпоследняя версия рассматриваемого соглашения была введена постановлением Правительства РФ «О типовом договоре аренды…» от 21.09.2015 № 1003.

Однако уже в конце 2017 года приказом Минприроды России «Об утверждении типовых договоров…» от 20.12.2017 № 693 типовая форма была утверждена отдельно для каждого вида лесопользования, установленного ч. 1 ст. 25 ЛК РФ. При этом все договоры фактически имеют одинаковую структуру и идентичный текст. Разница заключается, как правило, в содержании приложений к соглашениям.

По ст. 92 ЛК РФ государственная регистрация прав на лесные участки, а также их обременений и ограничений осуществляется в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ. В силу ч. 1 ст. 51 упомянутого закона государственная регистрация арендных отношений проводится через регистрацию, соответственно, договора аренды.

В связи с этим сделка об аренде лесного участка также подлежит государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ и п. 2 ст. 26 ЗК РФ только аренду до одного года можно не регистрировать.

Стороны арендной сделки

На стороне арендодателя выступает уполномоченный на распоряжение лесными землями орган:

  • федеральное агентство лесного хозяйства;
  • орган субъекта РФ, отвечающий за лесопользование;
  • соответствующий муниципальный орган.

Арендаторами могут быть как организации, так и обычные граждане. Однако если цель использования участка носит предпринимательский характер, то в роли арендатора может выступать только коммерческая компания или индивидуальный предприниматель.

Кроме того, передать в аренду лесной участок могут только лицу, которое не внесено в реестр недобросовестных арендаторов лесных угодий. В данном списке отмечают тех, кто нарушил нормы ЛК РФ и ГК РФ, а также правила лесопользования. С такими субъектами может быть расторгнут и действующий договор.

Предмет и объект договора

Договор аренды лесного участка предполагает передачу объекта только в пользование и обязательно с указанием определенной цели, а именно:

  • заготовка древесины, живицы;
  • заготовка и сбор недревесных ресурсов, лекарственных трав, пищевых лесных ресурсов;
  • ведение охотничьего, сельского хозяйства;
  • осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности;
  • выполнение геологических разработок;
  • переработка древесины;
  • строительство, реконструкция и эксплуатация водных объектов и линий электропередачи;
  • другие цели в соответствии с действующим законодательством.

Указанный перечень не является закрытым. Участок может предоставляться как для одной, так и для нескольких целей, которые обязательно прописываются в соглашении. При этом использование в других целях запрещено.

Объектом аренды является сформированный в соответствии с земельным законодательством лесной участок. Также к передаваемому участку прописаны императивные требования:

  • имущество должно стоять на кадастровом учете;
  • право государственной или муниципальной собственности на объект должно быть зарегистрировано;
  • должны быть определены параметры и виды использования предоставляемого участка в соответствии с лесохозяйственными регламентами.

Четкое указание на цели использования и точное описание лесного участка — это единственные существенные условия рассматриваемой сделки.

Арендная плата

Арендная плата по договору устанавливается в соответствии со ст. 73 ЛК РФ. В частности, пп. 2, 3 указанной нормы содержат различные показатели для определения оплаты, если:

  • пользование участком предполагает изъятие лесных ресурсов;
  • арендатор использует объект без получения лесных ресурсов.

Если договор аренды заключен на срок от 10 лет, то оплата рассчитывается согласно специальной методике, утверждаемой Правительством РФ.

В договоре аренды, заключенном через торги, нельзя изменить цену дополнительным соглашением (постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 по делу № А28-5083/2012).

Стоимость аренды не считается существенным условием договора, так как может быть определена с помощью указанных выше норм ЛК РФ и методических материалов.

Срок аренды

По общему правилу договор аренды лесного участка заключается на срок от 10 до 49 лет. В зависимости от цели предоставления объекта указанный срок может быть другим:

  • при ведении охотничьего хозяйства аренда не должна превышать период действия охотхозяйственного соглашения;
  • если участок необходим для геологических изысканий, возведения (реконструкции, эксплуатации) линейных объектов, заготовки древесины, то минимальный срок никак не ограничивается, а максимальный не может превышать 49 лет;
  • когда лесной участок арендуется с целью строительства (эксплуатации) водных объектов, гидротехнических сооружений или с целью переработки древесины, период пользования не может быть менее 1 года и более 49 лет.

Таким образом, срок аренды также не является существенным условием и устанавливается по соглашению сторон. Уточнение срока, на который может предоставляться лесной участок, производится согласно требованиям лесохозяйственного регламента.

Отдельные положения

Арендатор лесного участка, который был определен через торги, не имеет права делать переуступку по договору или сдавать участок в субаренду (ч. 6 ст. 71 ЛК РФ). Этот запрет не касается тех лиц, которые оформили аренду по заявлению, на них распространяются нормы земельного законодательства. В частности, пп. 5, 6, 9 ст. 22 ЗК РФ предоставляют возможность переуступки арендных прав или сдачу участка в субаренду. Хотя в типовых договорах нет положений, которые регламентируют данный вопрос.

Отметим, что арендатор лесного участка обязан ежемесячно или ежеквартально представлять в контролирующие органы различные отчеты: об использовании лесов, охране от пожаров и др. (ст. 49, 60, 60.11, 60.16, 66 ЛК РФ).

Изменение или расторжение рассматриваемых соглашений осуществляется в порядке гражданского и земельного законодательства (ч. 1 ст. 74.1 ЛК РФ). Однако своя специфика прописана в ЛК РФ. Например, ч. 2 той же статьи запрещает изменять условия контракта, подписанного по итогам торгов. Исключение составляют:

  • внесение изменений в целевое назначение или разрешенное использование;
  • случаи изменения первоначальных обстоятельств заключения сделки (пожары, стихийные бедствия и др.);
  • изменение параметров использования лесов.

В иных ситуациях какие-то дополнения к договору возможны только через суд и только при наличии существенных отклонений качественных и количественных черт участка от исходных данных.

***

Итак, когда мы говорим об аренде лесного участка, то имеем в виду предоставление объекта государственной или муниципальной собственности. Возникшие правоотношения оформляются типовыми договорами. Общие положения сделки продиктованы гражданским и земельным законодательством. Специальные нюансы прописаны в ЛК РФ.

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

%PDF-1.4
%
8606 0 obj
> /StructTreeRoot 177 0 R /OutputIntents [ > ]>>
endobj
8607 0 obj
>
endobj
8609 0 obj
>
stream

27 марта 2020 года Минприроды России официально опубликовало приказы «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков» и «Об утверждении типового договора купли-продажи лесных насаждений».

Новые формы договоров потребовались в связи с изменениями в Лесном Кодексе РФ. Если раньше, в соответствии с прежними положениями Лесного Кодекса, договоры утверждали в Правительстве РФ, то теперь эта функция перейдёт к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. На сегодняшний день, это Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Ещё одно важное отличие новых договоров – это то, что теперь нужно утверждать договор отдельно для каждого вида использования лесов, в то время, как раньше достаточно было один раз утвердить типовой договор аренды.

Приказы должны вступить в силу, когда Правительство РФ выпустит постановления об отмене ныне действующих типовых договоров — утвержденных постановлениями от 21 сентября 2015 года № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка» и от 31 октября 2015 года № 1178 «О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений».

Пока что, дата выхода этих постановлений неизвестна, и о том, когда вступят в силу новые типовые договора тоже нет никакой информации.

Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной ..

В соответствии со статьей 80_1 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Правила рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины;

методику оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 декабря 2020 года N 1475

1. Настоящие Правила устанавливают порядок рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее соответственно — конкурс, заявление).

2. Заявление подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80_1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — заявитель).

3. К заявлению прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов, предусмотренные частью 4 статьи 80_1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — документы).

4. Рассмотрение заявления и документов осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по распоряжению лесными участками (далее — уполномоченный орган).

5. Заявление и документы регистрируются в уполномоченных органах в день их поступления. Комплектность заявления и документов проверяется при их поступлении.

6. Днем получения заявления и документов является день их регистрации в уполномоченном органе.

7. Рассмотрение заявления и документов включает в себя:

а) рассмотрение заявления и документов на соответствие или несоответствие требованиям, установленным статьей 80_1 Лесного кодекса Российской Федерации;

б) оценку дополнительной потребности в древесине на основании сведений, указанных в заявлении и документах, в соответствии с методикой оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2020 г. N 1475 «Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине».

8. По результатам рассмотрения заявления и документов уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения указанных заявления и документов в письменной форме принимается решение о проведении конкурса или об отказе в проведении конкурса.

9. Решение об отказе в проведении конкурса принимается в случаях, установленных частью 8 статьи 80_1 Лесного кодекса Российской Федерации.

10. Решение об отказе в проведении конкурса с мотивированным обоснованием такого отказа направляется уполномоченным органом заявителю в течение одного рабочего дня со дня принятия такого решения.

Методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 декабря 2020 года N 1475

1. Настоящая методика устанавливает порядок оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине.

2. Оценка дополнительной потребности в древесине (круглых лесоматериалах) по ее видовому (породному) и сортиментному составу (далее соответственно — древесина, дополнительная потребность в древесине) и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80_1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры), осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по распоряжению лесными участками (далее — уполномоченный орган).

3. Оценка дополнительной потребности в древесине, указанной в заявлении о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее — заявление), поданном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры (далее — заявитель), осуществляется с учетом обоснования, содержащегося в документах, прилагаемых к заявлению в соответствии с частью 4 статьи 80_1 Лесного кодекса Российской Федерации.

4. Размер дополнительной потребности в древесине () определяется по формуле:

,

где:

— потребность в древесине, указанная в заявлении;

— фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении.

5. Потребность в древесине, указанная в заявлении (), определяется путем умножения максимальной годовой производственной мощности, установленной на основании технических характеристик и параметров объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных в заявлении и расположенных на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины в целях обеспечения сырьем таких объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции.

Потребность в древесине определяется исходя из видового (породного) и сортиментного состава древесины, используемой для производства указанной в заявлении продукции, в тысячах кубических метров в год при работе в одну смену.

6. Фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении (), определяется путем умножения среднегодового объема произведенной заявителем продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявления, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, установленного на основании данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции и вычитания среднегодового объема приобретенной древесины для производства указанной в заявлении продукции за тот же период.

Фактическое среднегодовое потребление древесины определяется в тысячах кубических метров в год.

7. Для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:

а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;

б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;

в) объем произведенной заявителем продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;

г) фактический объем приобретенной древесины для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики.

8. Наличие на территории субъекта Российской Федерации, в котором располагаются объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанные в заявлении, лесных участков, которые могут быть предоставлены в аренду для заготовки древесины, устанавливается на основании лесного плана субъекта Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов лесничеств, данных государственного лесного реестра, а также информации о лесах, размещаемой в соответствии с частью 2 статьи 5_1 Лесного кодекса Российской Федерации на официальных сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 06.12.2020,
N 0001202012060012

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: