Образец оформления акта о самовольном захвате земельного участка в 2022 году

Как оформить “ничейную сотку” рядом с вашим участком?

Мы обсудим процедуру оформления участка, который относится к землям поселений — деревень, ПГТ и сел. О землях садовых товариществ и дачных кооперативов речь пойдет в следующих статьях.

Представьте ситуацию: вы захотели передвинуть забор своего дома на метр, рядом как раз есть “ничейная полоса”. Казалось бы, вам ничего не мешает это сделать, просто располагаете ограждение дальше от дома, и места станет практически на одну сотку больше!
Это стандартный пример самозахвата территории. То есть пользование землей без права, подтвержденного законом.

Случаи самозахвата земли

  • Подробнее рассмотрим примеры самозахвата территории. Первый случай классический. Вернемся к варианту о перенесенном заборе. Ну кто из собственников так не делал? Ведь рядом никому не нужная сотка, возможно, низинная, заваленная мусором. Однако в России ничьей земли не бывает. Все, что никому не принадлежит, является собственностью государства. Отсюда неприятный вывод. То, что построено на государственной площади, по решению суда будет снесено.
  • Второй пример захвата чужих метров станет для вас неожиданным. По федеральному закону N 251 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» все собственники земли обязаны встать на учет в ЕГРП. Если земельная собственность не зарегистрирована, то она перейдет государству. То есть в этом случае без бумажки вы захватчик чужой территории.

Самозахват является преступлением, соответственно, к «захватчику» могут быть применены административные меры наказания (штраф) и в некоторых случаях реальное лишение свободы. 

Закон о перераспределении земельных участков

Но не стоит паниковать. Существует закон, разрешающий оформление площади, дополнительной к территории собственника — Федеральный закон No171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации« . Его задача — перераспределить земельные метры от государства к народу. Поэтому всегда есть шанс присвоить прирезку к своему участку абсолютно законно. Тема правильного оформления зоны, прилегающей к дому, очень актуальна.

Условия оформления территории 

Кто может оформить привязку?

  • частное лицо;
  • хозяин личного подсобного хозяйства;
  • владелец огорода, сада, участка с жилым домом.

Какие требования к участку?

  • граничит с землей, принадлежащей государству (муниципалитету);
  • не является территорией общего пользования;
  • не включает в себя площадь, на которой расположены коммуникации, дороги, канавы и т.п.;
  • по размеру получившаяся собственность не может быть больше максимального размера земельного участка. Размеры указаны в правилах землепользования и застройки территории;
  • является смежной площадью, которая не находится под арестом или санкциями.

Какие документы подготовить для того, чтобы оформить прирезку? 

Важно! Прежде, чем проводить процедуру присоединения “ничейного” земельного участка, необходимо произвести межевание (уточнение границ) вашего “основного” участка.

После межевания нужно оформить всю необходимую документацию.

Вам понадобятся:

  1. Схема расположения границ земельного участка или проект межевания территории.

Эти бумаги поможет подготовить кадастровый инженер на основании геодезической съемки. В конечном итоге Вы получите документ, в котором точно определены границы и площадь участка, который Вы хотите присоединить.

  1. Заявление о перераспределении участков.
  2. Копии документов, устанавливающие право на землю.

Документы подаются в орган местного самоуправления, который распоряжается государственными территориями. После рассмотрения местная администрация выносит постановление о передаче участка или об отказе.

После этого следует зарегистрировать новый земельный участок в Росреестре, и получить, таким образом, право собственности.

Далее кадастровым инженером изготавливается межевой план на объединенный участок.

В итоге Вы становитесь законным собственником участка, включающего в себя “прирезанный” кусок. 

Сколько стоят перераспределенные метры? 

Стоимость устанавливает собственник, в данном случае — государство, она складывается из разных показателей. Итоговую сумму сможет посчитать специалист Центрального Кадастрового Бюро.

Могут ли отказать в узаконивании земли? 

В расширении придомовой территории откажут, если:

  • Ваш случай не соответствует перечню, указанному в Земельном кодексе.
  • Нет письменного согласия всех землепользователей и арендаторов.
  • У прирезки есть другой собственник.
  • На этом месте планируется строительство.
  • Под участком проложены городские канализации.
  • Размер прирезки больше, чем допускает закон.

Если вы получили отказ, то не опускайте руки. Вы можете обжаловать это решение, напишите заявление с доказательствами того, что отказ незаконен, и отправьте его в орган самоуправления.

Администрация обязательно ответит письменно и пояснит причину отказа, и способ ее устранения. Это решение вы можете обжаловать в суде.

Обратитесь за бесплатной консультацией к специалистам Центрального Кадастрового Бюро. Кадастровые инженеры нашей компании оформят перераспределение участков любой сложности в Москве и Московской области.

Главная » Земля » Образец заявления в земельный контроль о самовольном занятии земли

Иногда возникают такие ситуации, когда владелец соседнего участка либо иные лица производят самовольный захват земли, которая им не принадлежит. Как быть, если подобные обстоятельства коснулись вашего имущества?

Наиболее эффективный вариант – обратиться в органы земельного контроля. В этой статье речь пойдет о том, какой порядок следует соблюсти при самозахвате вашей земли и как надлежащим образом оформить заявление.

Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях только дает понятие правонарушений, но не раскрывает их сути. Подробно ее освещает Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства, официально не опубликованное, а также Приложение 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России.

Исходя из содержания указанных актов, самовольное занятие землевладения является наиболее распространенным правонарушением земельных правоотношений, и предполагает эксплуатацию земли лицом, не обладающим какими-либо правомочиями в отношении данной недвижимости.

Законодатель устанавливает, что указанный термин может пониматься с двух позиций:

  • самозахват участка и его эксплуатация;
  • эксплуатация объекта недвижимости при отсутствии на это прав.

Ситуации могут быть различными. Одно лицо самовольно захватывает большую территорию рядом с домом и начинает там строительство с целью быстрого узаконения, а другое устанавливает ограждение в неположенном месте, не согласовав свои действия с владельцем земли. Может быть и так, что строение нарушитель не возводит, но при этом складирует на земле соседа отходы, надеясь на то, что негативных последствий такие действия не порождают.

Также бывают ситуации, когда определенный гражданин после ознакомления с кадастровой схемой приходит к выводу о том, что если у земли нет собственника, он вправе эксплуатировать такой участок в своих интересах. Однако действия, направленные на ведение определенной деятельности на чужом участке или ограждение чужой территории, являются нарушениями.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Любой вариант самозахвата считается правонарушением, поэтому подобные действия являются основанием для возникновения определенных правовых последствий. Указанное нарушение характеризуется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На вид наказания оказывают влияние следующие факторы:

  • кто выступает в качестве правонарушителя (гражданин, организация либо должностное лицо);
  • наличие информации о кадастровой оценке участка.

Кроме штрафных санкций, при рассмотрении спора, потерпевший вправе выдвигать к правонарушителю различные требования.

Отсюда следует, что нарушившее закон лицо может привлекаться:

  • к выплате штрафа;
  • выполнению заявленных истцом требований, включая требование об изъятии недвижимости, расположенной на конкретном участке;
  • возмещению судебных расходов (если требования истца удовлетворены в полной мере).

Данное правонарушение описано в КоАП РФ.

Наказание зависит от того:

  • кем является нарушитель (физическое, должностное или юридическое лицо);
  • есть ли данные о кадастровой оценке землевладения.

Каков будет размер штрафной санкции для нарушителя, зависит от следующих моментов.

В случае, когда данных о кадастровой оценке недвижимости нет:

  • физическим лицам – до 10000 рублей;
  • должностным лицам – до 50000 рублей;
  • юридическим лицам – от 100000 до 200000 тысяч рублей.

Если кадастровая стоимость землевладения известна:

  • гражданам – 1 – 1,5% от оценки по кадастру. Минимум – 5000 рублей;
  • должностным лицам – 1,5 – 2% от кадастровой оценки. Минимально – 20000 рублей;
  • организациям – 2 – 3% от стоимости по кадастру. Минимум – 100000 рублей.

Если в судебном процессе подтвердится факт захвата территории должностным лицом для ведения предпринимательской деятельности, размер штрафа для такого нарушителя определяется исходя из суммы, установленной для организаций.

Кроме того, сумма штрафа может быть увеличена в случае признания того, что ввиду совершенного деяния участок стал непригодным, либо его собственнику причинен ущерб. Из сказанного следует, что самовольный захват земли – существенное правонарушение, и его последствия могут быть довольно серьезными.

При обнаружении землевладельцем незаконного деяния в отношении его земли или ее части, он вправе воспользоваться такими способами устранения нарушений своих правомочий:

  • направить правонарушителю письмо с требованием прекратить незаконные действия и устранить их последствия (к примеру, переместить забор или освободить территорию);
  • обратиться в суд с надлежащим исковым заявлением для защиты своих прав и предъявления требований о возмещении убытков, а также упущенной вследствие нарушения прав выгоды;
  • написать жалобу в службу Госземконтроля (надзора) – на ее основании будет проведена проверка, по результатам которой правонарушителю выносят предписание, обязывающее устранить нарушения либо на него возлагается административная ответственность.

Выявление самозахвата земель, принадлежащих государству или муниципалитету, относится к полномочиям земельных инспекторов, являющихся должностными лицами Госземнадзора. Перед тем, как привлечь правонарушителя к административной ответственности, инспектор выносит предписание, указывающее на необходимость освобождения чужого землевладения и приведения его в первоначальное состояние. Если на захваченной территории построена какая-либо недвижимость, ее необходимо перенести либо снести.

Расходы при этом возлагаются на правонарушителя (возможно исполнение процедуры через суд, если виновное лицо не исполняет вынесенное предписание).

Подавая судебный иск, собственник земель может предъявить требование о возмещении понесенных убытков (фактически понесенных расходов либо упущенной выгоды). К примеру, незаконный захват чужого участка привел к лишению законного собственника права на эксплуатацию землевладения в целях разведения сельскохозяйственных культур. В таких обстоятельствах возможно определить упущенную выгоду при помощи данных о рыночной цене на сельхозпродукцию.

Что делать, если сосед захватил часть участка?

О самовольном занятии земельных участков читайте тут.

Осуществление надзора в области земельных правоотношений относится к компетенции органов Росреестра и его территориальных отделов. Вопросы самозахватов отнесены к деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель соответствующего территориального образования.

Проведение проверок обычно происходит на основании планов, подлежащих согласованию с органами прокуратуры. Это касается не только организаций и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц, являющихся собственниками земли.

Проведение проверок вызвано необходимостью подтверждения наличия в муниципальном образовании правонарушений в земельной сфере. На определенных физических и должностных лиц возлагается соответствующая административная ответственность за эксплуатацию чужой земли при неимении необходимой правоустанавливающей документации на участок.

Самовольный захват территорий, как правило, возникает вследствие отсутствия надлежащих мероприятий по земельному контролю от муниципалитета, и приводит к административной ответственности. Во избежание штрафных санкций обратитесь в местную администрацию и оформите права на эксплуатируемую землю в установленном законом порядке.

Образец заявления в земельный контроль о самовольном захвате земельного участка

Чтобы организовать внеплановый контроль в отношении правонарушений в сфере землепользования, подготовьте и представьте земельному контролю заявление, которое должно отражать следующие сведения:

  • о землевладениях (о вашей земле – если участок является соседним и о земле, принадлежащей лицу, в отношении которого планируется проверка): данные об адресе, кадастровом номере (если он имеется), сведения о правах за земли (если имеются), схему с отображением места расположения захваченного землевладения;
  • о правонарушителе: ФИО, место жительства – при отсутствии таких данных издание распоряжения о проверки не представляется возможным;
  • о заявителе (ФИО, место проживания, номер телефона – для связи);
  • обстоятельства произошедшего с обозначением нарушений прав и интересов.

Документы для подачи заявления в земельный контроль о самозахвате земли

Приобщите к заявлению ксерокопии документации, подтверждающей переписку с прочими органами, в отношении возникших обстоятельств, другие сведения, которые имеют значение для рассмотрения поданной бумаги (например, материалы фото- и видеосъемки).

Документы, которые следует приобщить к заявлению в обязательном порядке, состоят из:

  • копии документа, удостоверяющего вашу личность;
  • копии кадастрового паспорта на землевладение;
  • документов, являющихся основаниями получения прав на земельный участок.

Основания для проведения земельным контролем проверки земельного участка

Проведение государственного земельного контроля в области земельных правоотношений возможно при наличии таких оснований:

  • самовольный захват землевладения либо его части, включая осуществление землепользования субъектом, не располагающим соответствующими правомочиями, закрепленными в положениях действующего отечественного законодательства на данную территорию, в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • эксплуатация земли не в соответствии с целевым назначением, неисполнение обязательств по обеспечению состояния участка, пригодного для землепользования в соответствии с целевым назначением, неиспользование землевладения, согласно статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • неисполнение в обозначенные нормами федерального законодательства сроки обязательств в отношении переоформления права на постоянное бессрочное пользование на право аренды землевладения или оформлению права собственности на данную недвижимость, в соответствии с частями 1,3,4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В качестве основания для проведения проверки органами земельного контроля выступает заявление о самозахвате землевладения, не принадлежащего нарушителю.

Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию:

  • нарушитель, место его проживания;
  • местоположение земли и ее уникальный номер по кадастру;
  • кто уполномочен на данную проверку;
  • цель процедуры. В указанных обстоятельствах – государственный земельный надзор за эксплуатацией землевладения конкретным лицом на основании полученного от гражданина заявления;
  • задачи мероприятия – соблюдение норм земельного права, предписаний по охране земельных участков и землепользованию;
  • предмет процедуры – исполнение предписаний по эксплуатации землевладений, закрепленных в нормах государственного и муниципального законодательства;
  • сроки исполнения проверки;
  • обозначение правовых оснований мероприятия.

Извещение лица, в отношении которого планируется процедура, о проведении проверки

Главный государственный инспектор по использованию и охране земель либо лицо, его замещающее, обязаны уведомить гражданина, в отношении которого будет проведена проверка, о предстоящем мероприятии. Извещение и копия распоряжения в отношении планируемой проверки направляют по месту проживания соответствующего лица заказным письмом с уведомлением о вручении либо другим возможным путем.

Государственный земельный надзор состоит из нескольких этапов, заключающихся в следующем:

  • планировании мероприятия на основании поданного гражданином заявления;
  • оформлении распоряжения на проведение проверки соблюдения лицами требований земельного законодательства;
  • согласовании мероприятия по внеплановой проверке с органами прокуратуры (если это необходимо);
  • исполнение процедуры, подготовка итогов проверки.

По итогам проведения соответствующей проверки, должностное лицо компетентного в данном вопросе органа, осуществляет подготовку акта о проверке соблюдения требований закона.

Указанный документ включает в себя информацию в отношении:

  • даты, времени, места оформления данного документа;
  • соответствующего органа по земельному контролю;
  • даты и номера распоряжения, согласно которому осуществлялось мероприятие;
  • ФИО гражданина;
  • данные об итогах процедуры, включая обнаруженные правонарушения и виновных в их возникновении лиц;
  • мер по ликвидации обнаруженных правонарушений (оформлялись ли предписания об их устранении), в какой срок нарушитель обязан их устранить.

Пример проверки земельного участка земельным контролем

Стоит детально рассмотреть ситуацию самозахвата землевладения. Например, проверка по соблюдению норм земельного права относительно участка, находящегося по адресу: Новосибирская область, Северный район, село Вольное, улица Дружбы, дом 3.

При проведении проверки, проводимой главным государственным инспектором 23 мая 2016 года Северного района в отношении данного землевладения, было выявлено, что на его территории возведено строение, состоящее из двух этажей, также имеется двухэтажная пристройка. Оно находится в собственного у лица, в отношении которого проводилась проверка.

По итогам замеров размер землевладения равен 150 квадратным метрам, площадь домовладения – 55 квадратных метров, что аналогично информации, указанной в правоустанавливающей документации на объект недвижимости, а площадь пристройки – 45 квадратных метров.

Правоустанавливающей документации на землевладение, на котором расположена пристройка, не имеется. По результатам проведенного мероприятия было установлено нарушение норм действующего законодательства, заключающееся в эксплуатации землевладения размеров в 55 квадратных метров, отнесенного к землям поселений по адресу: село Вольное, улица Дружбы, дом 3, самовольным путем.

Данное правонарушение предусматривается статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пристройку проверяемый возвел на земле, принадлежащей соседке – Петровой Т.А., которая и потребовала проведения проверки.

В качестве приложений к акту выступают разъяснения лица, в отношении которого проводилась проверка, и являющегося правонарушителем предписаний закона, результаты замеров землевладения, правоустанавливающая документация на домовладение.

В повседневной жизни, новостях и газетах можно довольно часто слышать о захвате земли без имеющихся на то правовых оснований. Конфликт интересов, связанный с определением судьбы участка, зачастую приводит к судебным тяжбам.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-42-46. Это быстро и бесплатно!

Понятие самозахвата земельного участка

Упоминание самовольного занятия земельного участка встречается в ст. 76 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) и в ст.7.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в качестве противоправного действия, влекущего за собой не только восстановление прав законного собственника, но и административную ответственность.

Ст. 7.1 КоАП РФ раскрывает определение самозахвата как владение и пользование участком без правильно оформленных документов на собственность, либо иных разрешений.

Закон относит к самовольному занятию использование участка до совершения следующих фактов:

  • регистрации договора купли-продажи;
  • заключения и регистрации договора аренды;
  • утверждения решения органа власти о передаче земли в собственность или пользование;
  • разграничения территории;
  • рассмотрения протестов в процессе изъятия участков для государственных или муниципальных нужд.

Определение ответственности за самозахват земельного участка

Правительство РФ наделило функциями надзора по части недопустимости самовольных захватов земельных участков лицами, которые не имеют на то полномочий Федеральную службу регистрации.

Ст. 7.1 КоАП РФ устанавливает наказание за подобное деяние в виде штрафа от 1 до 1,5% (не меньше 5 тыс.руб.) от кадастровой стоимости, для должностных и юридических лиц размер увеличен от 1,5 до 2 и от 2 до 3% соответственно.

Фиксированный размер возмещения государству ущерба за причиненное правонарушение определяется в случае, если стоимость участка не указана (от 5 до 10, от 20 до 50, от 100 до 200 тыс. руб. соответственно).

Гражданская ответственность регламентирована ст. 76 ЗК РФ и заключается в восстановлении прав собственности лица, имеющего законное право на землю.

Чтобы в полной мере понять существо правонарушения, необходимо очертить рамки законности.

Помимо права собственности, ЗК и ГК РФ предусматривают и другие случаи, когда пользование земли является законным: арендаторами, лицами, обладающими правом сервитута.

Ст. 25 ЗК РФ, говоря об основаниях для приобретения прав на недвижимость, отсылает правоприменителя к положениям гражданского законодательства, согласно которым право может возникнуть из договоров и сделок, нормативных актов, изданных соответствующими органами, и решений суда.

При этом для легализации владения недвижимыми вещами необходима регистрация прав на них. Исключение при этом возможно для договоров аренды и субаренды, которые заключаются на срок менее 12 месяцев.

Характеризуя правонарушение, ВАС РФ в 2011 году в Постановлении от 17.02 приходил к выводу, что самовольное занятие земли означает отсутствие волеизъявления собственника, оформленного в порядке, предусмотренным законом.

Практика также рассматривает пренебрежение обязанностью по оформлению документов как самовольное занятие недвижимости.

Какой участок можно узаконить?

Как узаконить самозахват земельного участка: пошаговая инструкция

В большинстве случаев оформить и узаконить земельный участок в собственность не представится возможности «благодаря» усилиям второго участника конфликта. Но бывает и более удачное стечение обстоятельств: к примеру, собственник участка много лет обрабатывает «бесхозный» прилегающий кусок земли, так называемый «прирезок».

Вероятность удачного разрешения вопроса куда выше, если не возводились незаконные постройки.

Шаг первый: устанавливаем правообладателя

Для получения информации о земельном участке необходимо будет достаточно сделать запросы в ФУГРЦ о получении выписки из реестра, в местную архитектуру, муниципалитет. За предоставление услуги необходимо заплатить 100 руб. пошлины. Номер участка при этом можно разыскать на официальном сайте Росреестра, где есть специальная карта.

В результате запроса может выясниться, что собственником является муниципалитет, садовое товарищество или государство — тогда необходимо будет направить заявление о предоставление этого надела в пользование.

Муниципалитетом или государственным органом будет соблюден весь порядок реализации имущества: в том числе проведен аукцион. Если собственником выступает частное лицо, то придется решать вопрос об аренде или выкупе недвижимости.

Немаловажен вопрос, касающийся стоимости мероприятия: закон предоставил возможность оформить «прирезки» быстро и недорого. При осуществлении присоединения участка из общей массы государственной собственности цена будет гораздо ниже – всего 15% от стоимости по кадастру.

Если собственник земли неизвестен, то составляется запрос в муниципальный орган, участок ставится на кадастровый учет и только по прошествии года может быть оформлен муниципалитетом в собственность, после чего надо будет заключить договор аренды и написать в администрацию заявление о передаче участка в собственности, приложив следующие документы:

  • план геодезии;
  • план БТИ;
  • акт о владении участком;
  • кадастровый паспорт.

В случае положительного ответа, надо будет выкупить земельный участок у муниципалитета.

План и границы участков.

Шаг второй: проводим межевание границ и получаем новый кадастровый паспорт

Межевание повысит стоимость оформления участка в собственность, но оно является неизбежным, если не производилось ранее. Эта процедура представляет собой нормативное закрепление границ. Согласование границ обязует будущего владельца урегулировать все споры с соседями, которые лучше решить в мирном порядке.

Специалист геодезической компании собирает и анализирует информацию, готовит план участка, оформляет межи.

Затем следует получить новый кадастровый паспорт, для чего нужны следующие документы:

  • паспорт;
  • документы, подтверждающий право на владение, пользование, распоряжение участком и его отчуждение;
  • межевой и геодезический планы;
  • соответствующее заявление и свидетельство об оплате пошлины.

Обычно выдача не вызывает затруднений и проводится в течении 20 дней, однако возможно и приостановление рассмотрения заявления, если в документации найдены ошибки – регистратор даст срок на их исправление.

Заключительный этап – регистрация права

Регистрация права на недвижимость осуществляется в Росреестре, для чего надо подготовить следующие документы:

  • утвержденное регламентом заявление;
  • паспорт из кадастровой службы;
  • соглашение, на основании которых приобретено право на землю;
  • свидетельство об оплате государственной пошлины;
  • документы, удостоверяющие личность и право владения.

После подачи заявления работник Росреестра выдаст талон с датой, на которую назначено получение выписки о праве.

После следует обратиться в УФРС, подготовив похожий список документов, дополненный уже выданной выпиской и декларацией построек, оплатив пошлину за каждую из построек.

По результатам рассмотрения заявления собственник получает новую выписку. С 1 января 2017 года необходимо будет заверять доверенность на совершение сделок.

Образец плана участка.

Основания для отказа в государственной регистрации

В настоящий момент существует обширный список причин для отказа при регистрации:

  • несоответствие документов требованию закона;
  • наличие судебного разбирательства о межевании границ участка;
  • отсутствие уточненной информации о границах земельного участка;
  • конфликт уже зарегистрированного права с тем, о котором заявляется.

С 2017 года появится новые условия для отказа. Росреестр может не принять документы при отсутствии какого-либо пункта (ранее закон не содержал такого уточнения).

Расширится список оснований для отказа: отсутствие сведений о координатах характерных точек границ, либо одна граница пересекает другую.

Заявителю стоит напомнить и о том, что пошлина, оплаченная при подаче заявления, в случае неудачного разрешения вопроса, не возвращается. Сам же отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Подытоживая все вышесказанное, стоит сказать, что самозахват земельного участка рано или поздно потребует должного юридического оформления. Затягивание решения этого вопроса имеет нежелательные последствия в виде административной ответственности.

О том, как прирезать земли к своему земельному участку вы узнаете из этого видео:

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Под оформлением участка в собственность или регистрацией права собственности на землю подразумевается акт признания и закрепления государственными органами факта появления у лица права собственности на землевладение.

Исполнение такой процедуры относится к компетенции регистрирующих органов, которые предоставляют выписки из Единого государственного реестра недвижимости. Любые юридически значимые действия касаемо государственной регистрации прав на недвижимое имущество регламентируются нормами федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года.

Порядок оформления земельного участка в собственность

Для того, чтобы оформить землю в собственность в 2022 году, существует определенный порядок, состоящий из нескольких этапов.

Этап 1 — установление границ

Если границы землевладения еще не установлены, то начните процедуру оформления имущества в собственность с установления земельных границ посредством проведения межевальных работ. Обратитесь в кадастровую службу для вызова инженера.

Процесс ожидания очереди на исполнение бесплатных работ по межеванию может продлиться до шести месяцев, поэтому при желании оформить участок в кратчайшие сроки, обратитесь за помощью частной компании, которая обладает необходимой лицензией. Обойдется это в сумму примерно от 5000 до 10000 рублей.

Проведением межевальных работ и оформлением сопутствующих технических документов занимаются кадастровые инженеры, состоящие в специальной саморегулируемой организации. Форма и параметры землевладения устанавливаются при помощи приборов, имеющих связь с органами Росреестра. Такие работы выполняются на платной основе, их точная стоимость определяется с учетом размера землевладения, его отдаленности и срочности процедуры.

Границы устанавливаются в таком порядке:

  • проведение подготовки и установление цены за оказание услуг по межеванию земли;
  • оформление технического проекта;
  • уведомление собственников соседних территорий о планируемой процедуре межевания;
  • вынесение границ на местности путем установки межевых знаков;
  • определение координат на основании знаков на границах оформляемого землевладения;
  • определение параметров объекта;
  • разработка межевого плана.

Далее вместе с ответственным специалистом подготовьте и подпишите акт о межевании границ территории. После оформления вам будет выдан готовый пакет документации, который подготавливается на бумажном носителе и в электронной форме.

Этап 2 — процедура кадастрового учета

После исполнения межевых работ посетите Кадастровую палату для того, чтобы поставить выделенное землевладение на кадастровый учет. Для упрощения процесса по сбору бумаг, государственными органами предоставлена возможность записаться посредством электронной очереди. Также запись возможна при помощи личного кабинета на портале госуслуг и посредством телефонного звонка.

Для проведения процедуры кадастрового учета, подготовьте комплект бумаг, состоящий из:

  • подлинника вашего общегражданского паспорта или доверенности, удостоверенной нотариусом (в случае представления интересов другого лица);
  • межевого плана, определяющего границы землевладения;
  • платежного документа по госпошлине.

Явившись в уполномоченный орган, составьте заявление о выделении землевладения из ведения муниципалитета, воспользовавшись установленным образцом, а также уплатите надлежащую сумму госпошлины. После экспертизы представленных бумаг, регистратор выдает расписку в получении документов, в которой обозначена дата получения готовой кадастровой документации.

В течение двухнедельного срока уполномоченным органом осуществляется проверка правильности подготовки и достоверности полученных сведений. Земле назначается уникальный номер, объект подвергается кадастровому учету в ЕГРН, подготавливается кадастровый план и паспорт участка. Документация выдается в соответствии с распиской по паспорту или нотариальной доверенности.

Этап 3 — вынесение постановления

По завершении процедуры кадастрового учета, запишитесь на прием в администрацию. Это необходимо для получения постановления главы муниципалитета в отношении отчуждения земель, находящихся в ведении муниципальной власти.

Заранее подготовьте следующую документацию:

  • заявление с просьбой передать образованное землевладение в собственность;
  • подлинники и копии кадастрового плана и паспорта, а также выписку из него;
  • копию документа об уплате госпошлины.

В случае, если перевод земли происходит на платной основе, внесите необходимую сумму по реквизитам, полученным в отделе земельных ресурсов местной администрации. После того, как постановление главы муниципального образования получено, подпишите с администрацией договор о передаче объекта либо договор купли-продажи. Далее необходимо зарегистрировать переход землевладения в собственность.

После указанных мероприятий приступайте к регистрации возникших прав на участок.

Регистрация прав собственности на земельный участок

После подготовки комплекта надлежащей документации, отправьтесь в МФЦ или Росреестр для подачи заявления. Помните, что проще сделать это через многофункциональный центр, так как именно этот орган направлен на предоставление профессиональных государственных услуг. Кроме того, существует электронная очередь и извещения по смс, а также организован высокий сервис и работа опытных специалистов.

Имейте в виду, что в МФЦ срок подготовки документов дольше на два дня. Это обусловлено тем, что здесь осуществляется прием представленных бумаг и последующая их переадресация Росреестру. Тем не менее сегодня многофункциональные центры приобретают все большую популярность.

Документы для оформления земли в собственность

Чтобы закрепить право собственности на конкретную землю, соберите пакет бумаг, который состоит из:

  • вашего общегражданского паспорта;
  • надлежащим образом заполненного заявления;
  • документов-оснований предоставления правомочий на объект недвижимости;
  • правоутверждающей документации (при переоформлении ранее полученного права — это свидетельство о государственной регистрации);
  • документации, являющейся доказательством того, что кадастровые работы в отношении землевладения исполнены (при первичной процедуре кадастрового учета).

Процедура оформления земли в собственность при различных способах ее приобретения может отличаться (при покупке, аренде, наследовании и тому подобное). По этой причине и список необходимой документации может быть разным.

Условия оформления земли в собственность

Процесс оформления права собственности на землю приобрел значение не так давно. В прошлом граждане не уделяли ей должного внимания, а попросту отчуждали землевладения другим лицам, несмотря на отсутствие надлежащих бумаг.

Сейчас процедура оформления права собственности на участок упрощена. В связи с этим после заключения договора приобретатели стремятся быстрее воспользоваться своими правами на землю. В этом содействуют некоторые положения.

Приобретение землевладения по договору

При получении имущества на основании соглашения о продаже или дарственной, имейте в виду, что предмет сделки должен обладать кадастровым номером, а его границы должны быть установлены при межевании.

Чтобы осуществить такого рода сделку, необходим лишь договор, зафиксированный письменно. Однако если недвижимостью владеют несколько сособственников, то сделка подлежит нотариальному заверению.

Переход земли по наследству

Чтобы получить унаследованное землевладение, соберите комплект документов, состоящий из:

  • свидетельства о праве на наследство, полученного в нотариальной конторе по истечении полугода после ухода наследодателя из жизни;
  • документации на землю, подтверждающей правомочия усопшего.

Иногда складывается так, что бумаги для оформления участка в собственность отсутствуют, имеется лишь свидетельство о праве на наследство.

В качестве примера можно привести такую ситуацию. Гражданин Н. погиб три года назад. Ему принадлежали домовладение и земельный участок в поселке. Право собственности на дом было оформлено данным гражданином в установленном законом порядке.

При этом на землю документы отсутствовали, было только старое соглашение о передаче участка в аренду, заключенное с организацией, которая уже не действует. В результате для продажи домовладения вместе с землей, наследнику пришлось поставить участок на кадастровый учет, присвоить ему уникальный номер, провести межевые работы, и только после этого оформлять объект из аренды в собственность.

Оформление в собственность землевладения, на котором размещен дом

Из вышеприведенного примера видно, что ситуации, когда участок под домовладением не оформлен в собственность хозяина дома, довольно распространены. Нередко земля является муниципальной собственностью. Процедура приватизации участка под домовладением дает возможность перевести муниципальное землевладение в частную собственность.

Процесс приватизации земли по сути является сходным с оформлением права на квартиру. Для получения разрешения на приватизацию посетите местные органы власти, а после этого — отделение Росреестра.

Бессрочное землепользование

Право бессрочного пользования землей возникло еще в эпоху Советского Союза, и оставалось актуальным до 2015 года. В то время любое лицо наделялось правом на получение землевладения в собственность в бесплатном порядке. Сегодня тоже есть возможности по использованию данного правомочия.

Нормами законодательства было установлено право предоставления участка в пользование в соответствии с дачной амнистией, то есть упрощенным способом. Для этого подготовьте заявление и докажите факт длительного землепользования.

Другой вариант заключается в подаче иска в суд. Для этого подготовьте доказательства того, что участок не был захвачен самовольным образом. Государственным органом будет вынесено решение, согласно которому можно получить объект недвижимости в собственность. Соберите старую документацию о предоставлении земли в бессрочную эксплуатацию или пригласите свидетелей, которые смогут подтвердить ваши слова.

Стоимость оформления земли в собственность в 2022 году

Порядок уплаты и исчисления размера государственной пошлины, предназначенной для отчисления в бюджет, установлен в 2015 году и применяется по сей день.

Если обратиться к подразделу, касающегося лишь землевладений, то подразделение осуществляется с учетом:

  • собственника — гражданин либо организация;
  • категории земель — для сельского хозяйства либо общие;
  • первичности процедуры регистрации — регламентирование «дачной амнистии»;
  • способа получения права собственности.

Сумма государственной пошлины составит:

  • при стандартной регистрации перехода права на имущество к организации — 22000 рублей;
  • при стандартной регистрации перехода права на имущество к гражданину — 2000 рублей;
  • при регистрации землевладения для ЛПХ и дачного хозяйства гражданином — 350 рублей;
  • при регистрации земельной доли для ЛПХ и дачного хозяйства гражданином — 100 рублей;
  • при регистрации сельскохозяйственного участка — 350 рублей;
  • при регистрации земельной доли сельскохозяйственного назначения — 100 рублей.

Отсюда следует, что установление суммы госпошлины требует информации о владельце, первичности регистрации, основании оформления права собственности и категории участка.

Какие земли нельзя оформить в собственность

Последовательность оформления права собственности на землевладение предполагает подразделение данного мероприятия на подготовку и саму регистрацию. При подготовке требуется проверка возможности документальной фиксации передачи земли к частному владельцу. Однако в нашей стране имеются территории, которые приватизировать невозможно ввиду определенных ограничений, установленных законодателем.

К таким участкам причисляют:

  • отнесенные к ведению ФСБ;
  • участвующие либо планируемые к участию в мероприятиях для удовлетворения нужд вооруженных сил Российской Федерации;
  • приобщенные к заповедным территориям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: