Наследство в виде земельного участка всегда оказывается весьма выгодным приобретением, независимо от того, находился ли надел в собственности у наследодателя или использовался им на праве пожизненного наследуемого владения.
Однако, как и у иного недвижимого имущества, у земельных участков есть свои особенности наследования. О чем необходимо помнить, вступая в права наследства?
Законодательное регулирование
Вопросы наследства в целом регулируются только одним нормативным актом, действующим на территории России — Гражданским Кодексом Российской Федерации. В частности, вопросы наследования земельных участков регулируются статьей 1181 этого закона. В рамках этой статьи происходит рассмотрение всех ключевых вопросов, связанных с распространением права наследования на земельные участки различных категорий и форм собственности.
Однако, считать, что все регулирование ограничится только Гражданским Кодексом, будет неверно, так как сфера земельных правоотношений регулируется Земельным Кодексом Российской Федерации. Так, вопросы перехода земельных участков по наследству (независимо от того, по закону или по завещанию произошло открытие наследства) регулируются главами 3 и 5 этого нормативного акта.
Еще одним важным законом, на основании которого происходит регулирование вопросов наследования земель различных категорий и форм собственности, является Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Его статья 11 рассматривает вопросы, связанные с применением правил наследования именно земель, относящихся к категории сельскохозяйственных.
Именно перечисленные нормативные акты позволяют в полной мере понять те особенности, которые присущи наследованию земель различных форм собственности и целевого назначения.
Особенности наследования неоформленных и неприватизированных участков
Нередки случаи, когда наследодатель по каким-то причинам не смог произвести до конца оформление в собственность земельных участков, независимо от того, происходило это путем приватизации или через использование права преимущественного приобретения.
По общему правилу, если участок не получил должного юридического оформления, он должен быть исключен из объектов наследования вместе со всеми правами, которые на него могут распространяться.
Если речь идет об участках, проходящих процедуру приватизации, для них могут быть использованы два исключения, на основе которых можно включить их в состав наследства:
- Наследодатель начал процедуру приватизации, но не успел ее завершить ввиду своей смерти. В этом случае не только сам участок переходит по наследству, но и обязанность завершить начатую приватизацию.
- Наследодатель оформил доверенность на осуществление процедуры приватизации другому лицу, но скончался до получения итоговых правоустанавливающих документов. В этом случае участок также будет включен в состав наследства, но только в том случае, если окажется возможным доказать факт незнания доверенным лицом информации о смерти доверителя.
В остальных случаях наследование неприватизированного участка окажется невозможным.
Если речь идёт о неоформленном участке (то есть о таком участке, на который не было получено право собственности, но он активно эксплуатировался наследодатель), то здесь ответ о переходе этого участка по наследству однозначен — такой переход невозможен.
Однако, если на участке расположены объекты капитального строительства, прошедшие официальную регистрацию в качестве недвижимой собственности, наследники могут выкупить участок или подать исковое заявление в суд о признании за ними права собственности на этот участок по порядку наследования.
Наследование сельскохозяйственных земель
Земли сельскохозяйственного назначения также могут быть включены в состав наследства независимо от того, каким образом оно открывается — через завещание или по закону. Однако, несмотря на кажущуюся простоту принятия в наследство такого имущества, земли сельхозназначения, равно как и земли, включенные в крестьянские или фермерские хозяйства, имеют свой, особенный режим наследования.
К ключевым особенностям оформления в наследство таких земель будут относиться:
- Невозможность принятия в собственность долю более 10 процентов от общего объема сельскохозяйственных земель одного муниципального образования одним наследником. Остальной массив, если эта величина превышена, может быть передана в аренду с правом последующего выкупа.
- В случае если в качестве наследника выступает иностранное физическое или юридическое лицо, а также российская компания, подавляющая часть уставного капитала которой имеет иностранное происхождение, в собственность земли сельхозназначения такой наследник оформить не сможет — он унаследует только право аренды участка, но без возможности выкупа его в дальнейшем.
- Если при осуществлении наследования земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, происходит нарушение действующего законодательства, участок должен быть изъят, но может в дальнейшем сдаваться в аренду бывшим собственникам.
Эти правила наследования распространяются также и на земли, входящие в состав крестьянских или фермерских хозяйств (КФХ), так как для их образования используются земельные участки, относящиеся по своему целевому назначению к землям сельхозназначения.
Сегодня
купить квартиру в Тайланде
можно по достаточно привлекательной цене.
Вам необходимо составить предварительный договор при покупке земли? В нашей статье описаны важные нюансы, а также предоставлен актуальный образец.
Недавно получили статус многодетной семьи? Теперь вы можете получить земельный участок. Об условиях читайте здесь.
Особенности наследования земли иностранными гражданами и организациями
В современной правоприменительной практике нередки случаи, когда в качестве одного или всех наследников выступают иностранные граждане и организации. В этом случае вопрос о принятии наследства, если в его состав входит земля, является одним из самых важных, так как имеет ряд своих особенностей.
К таким особенностям будут относиться:
- Невозможность наследования земель, расположенных в приграничной территории, если такое наследование подразумевает под собой оформление права собственности на участок (унаследовано может быть либо право аренды участка, либо может быть получена соответствующая компенсация);
- Земли, имеющие особый режим использования (например, сельскохозяйственные площади), также не могут быть унаследованы иностранным подданным или организацией. Вместо этого, они могут рассчитывать на получение денежной компенсации.
Размер денежного возмещения устанавливается путем проведения независимой оценки конкретного земельного участка с целью установления его фактической рыночной стоимости. Далее судебные органы осуществляют расчет того размера компенсации, который будет выплачен иностранцу и выносят решение о переводе средств через специальные счета органов юстиции.
Однако, на компенсацию за невозможность наследовать земли иностранец или компания может рассчитывать только в том случае, если в течение года после открытия наследства подписали отказ от того имущества, на которое не могут претендовать.
Если такой отказ подписан не был, это может расцениваться как нарушение действующего законодательства и повлечет за собой соответствующее наказание, степень строгости которого установит суд.
Наследование земельных участков осуществляется в рамках общего наследственного дела. Однако, если сами участки имеют какие-то особенности, например, не была завершена процедура приватизации, рассмотрение вопроса об открытии и принятии наследства будет иметь свои особенности. То же самое можно сказать и относительно наследования участков иностранными гражданами и организациями — правовой режим их собственности на приобретаемые земли будет иметь свои нюансы.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему,
звоните по телефонам
:
- Москва: +7(499)350-6630.
- Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Наследство в виде земельного участка всегда оказывается весьма выгодным приобретением, независимо от того, находился ли надел в собственности у наследодателя или использовался им на праве пожизненного наследуемого владения.
Однако, как и у иного недвижимого имущества, у земельных участков есть свои особенности наследования. О чем необходимо помнить, вступая в права наследства?
Законодательное регулирование
Вопросы наследства в целом регулируются только одним нормативным актом, действующим на территории России — Гражданским Кодексом Российской Федерации. В частности, вопросы наследования земельных участков регулируются статьей 1181 этого закона. В рамках этой статьи происходит рассмотрение всех ключевых вопросов, связанных с распространением права наследования на земельные участки различных категорий и форм собственности.
Однако, считать, что все регулирование ограничится только Гражданским Кодексом, будет неверно, так как сфера земельных правоотношений регулируется Земельным Кодексом Российской Федерации. Так, вопросы перехода земельных участков по наследству (независимо от того, по закону или по завещанию произошло открытие наследства) регулируются главами 3 и 5 этого нормативного
акта.
Еще одним важным законом, на основании которого происходит регулирование вопросов наследования земель различных категорий и форм собственности, является Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Его статья 11 рассматривает вопросы, связанные с применением правил наследования именно земель, относящихся к категории сельскохозяйственных.
Именно перечисленные нормативные акты позволяют в полной мере понять те особенности, которые присущи наследованию земель различных форм собственности и целевого назначения.
Особенности наследования неоформленных и неприватизированных участков
Нередки случаи, когда наследодатель по каким-то причинам не смог произвести до конца оформление в собственность земельных участков, независимо от того, происходило это путем приватизации или через использование права преимущественного приобретения.
Если речь идет об участках, проходящих процедуру приватизации, для них могут быть использованы два исключения, на основе которых можно включить их в состав наследства:
- Наследодатель начал процедуру приватизации, но не успел ее завершить ввиду своей смерти. В этом случае не только сам участок переходит по наследству, но и обязанность завершить начатую приватизацию.
- Наследодатель оформил доверенность на осуществление процедуры приватизации другому лицу, но скончался до получения итоговых правоустанавливающих документов. В этом случае участок также будет включен в состав наследства, но только в том случае, если окажется возможным доказать факт незнания доверенным лицом информации о смерти доверителя.
В остальных случаях наследование неприватизированного участка окажется невозможным.
Однако, если на участке расположены объекты капитального строительства, прошедшие официальную регистрацию в качестве недвижимой собственности, наследники могут выкупить участок или подать исковое заявление в суд о признании за ними права собственности на этот участок по порядку наследования.
Наследование сельскохозяйственных земель
Земли сельскохозяйственного назначения также могут быть включены в состав наследства независимо от того, каким образом оно открывается — через завещание или по закону. Однако, несмотря на кажущуюся простоту принятия в наследство такого имущества, земли сельхозназначения, равно как и земли, включенные в крестьянские или фермерские хозяйства, имеют свой, особенный режим наследования.
К ключевым особенностям оформления в наследство таких земель будут относиться:
- Невозможность принятия в собственность долю более 10 процентов от общего объема сельскохозяйственных земель одного муниципального образования одним наследником. Остальной массив, если эта величина превышена, может быть передана в аренду с правом последующего выкупа.
- В случае если в качестве наследника выступает иностранное физическое или юридическое лицо, а также российская компания, подавляющая часть уставного капитала которой имеет иностранное происхождение, в собственность земли сельхозназначения такой наследник оформить не сможет — он унаследует только право аренды участка, но без возможности выкупа его в дальнейшем.
- Если при осуществлении наследования земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, происходит нарушение действующего законодательства, участок должен быть изъят, но может в дальнейшем сдаваться в аренду бывшим собственникам.
Особенности наследования земли иностранными гражданами и организациями
В современной правоприменительной практике нередки случаи, когда в качестве одного или всех наследников выступают иностранные граждане и организации. В этом случае вопрос о принятии наследства, если в его состав входит земля, является одним из самых важных, так как имеет ряд своих особенностей.
К таким особенностям будут относиться:
- Невозможность наследования земель, расположенных в приграничной территории, если такое наследование подразумевает под собой оформление права собственности на участок (унаследовано может быть либо право аренды участка, либо может быть получена соответствующая компенсация);
- Земли, имеющие особый режим использования (например, сельскохозяйственные площади), также не могут быть унаследованы иностранным подданным или организацией. Вместо этого, они могут рассчитывать на получение денежной компенсации.
Размер денежного возмещения устанавливается путем проведения независимой оценки конкретного земельного участка с целью установления его фактической рыночной стоимости. Далее судебные органы осуществляют расчет того размера компенсации, который будет выплачен иностранцу и выносят решение о переводе средств через специальные счета органов юстиции.
Если такой отказ подписан не был, это может расцениваться как нарушение действующего законодательства и повлечет за собой соответствующее наказание, степень строгости которого установит суд.
Наследование земельных участков осуществляется в рамках общего наследственного дела. Однако, если сами участки имеют какие-то особенности, например, не была завершена процедура приватизации, рассмотрение вопроса об открытии и принятии наследства будет иметь свои особенности. То же самое можно сказать и относительно наследования участков иностранными гражданами и организациями — правовой режим их собственности на приобретаемые земли будет иметь свои нюансы.
Библиографическое описание:
Равшанова С. Ф. Проблема наследования земельных участков иностранными гражданами // Молодой ученый. 2017. №49. С. 267-269. URL https://moluch.ru/archive/183/46907/ (дата обращения: 07.01.2022).
Наследование земельного участка должно отвечать требованиям гражданского законодательства с одновременным учетом положений земельного законодательства, которое устанавливает особенности оборота земельных участков. В число таких особенностей входят категория земли, на которой расположен участок и субъектный состав лиц, вступающих в наследство. Непринятие во внимание данных особенностей может впоследствии привести к проблемам в ходе последующей практической реализации наследственных прав. Перечисленные особенности подтверждают актуальность данной темы исследования.
Установление правового статуса иностранных граждан в России имеет конституционную основу. В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане осуществляют наравне с гражданами РФ равный комплекс права и обязанностей за исключением случаев, специально установленных федеральным законодательством или международными договорами РФ [1]. Данная конституционная норма конкретизируется в действующем гражданском законодательстве, только в несколько «усеченном» виде. Так, анализ содержания ст. 4 Закона о правовом положении иностранных граждан [2] позволяет сделать вывод о том, что подобные исключения могут устанавливаться лишь федеральными законами.
Статья 1181 ГК РФ предусматривает, что принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ [3]. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Земельный кодекс РФ в п. 2 ст. 5 устанавливает особую правосубъектность для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц: права данных субъектов на приобретение в собственность земельных участков определяются на основании норм ЗК РФ и специального федерального законодательства [4]. Следовательно, законодатель, с одной стороны, разделил земельную правосубъектность граждан Российской Федерации, российских юридических лиц и иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. С другой стороны, было предусмотрено условие, согласно которому в целях установления особых правил для названных лиц последние указываются специально [5].
Особый интерес вызывает наследование земельных участков и имущественных прав на земельные участки. Законодательство о наследовании включает в себя не только нормы ГК РФ, но и нормы земельного законодательства (например, п. 2 ст. 5, п. 10 ст. 22, подп. 1 п. 2 ст. 40, ст. 45, п. 3 ст. 53, п. 1 и 2 ст. 54, п. 2 ст. 57, ст. 62 ЗК РФ).
Субъективные основания наследования земельных участков связаны с личностными характеристиками наследников, в частности наличия либо отсутствия у них гражданства РФ.
Иностранные граждане не могут иметь на праве собственности участки земель отдельных категорий.
Во-первых, В частности, земель, находящихся в границах морского порта в соответствии со ст. 28 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8]. В данном случае подразумеваются земельные участки, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, в границах территории морского порта, на которых расположены портовые гидротехнические сооружения, а также земельные участки, на которых располагаются здания, строения, сооружения, используемые в целях осуществления деятельности в морском порту и принадлежащие на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, которые могут находиться в их собственности.
Во-вторых, согласно ст. 11 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане могут владеть земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды [7].
В-третьих, подобный особый правовой статус распространяется и на земельные участки, находящиеся на приграничной территории и на территории морских портов. В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ перечень приграничной территории утверждается Президентом РФ. Данный Перечень был утвержден Указом Президента РФ от 9 января 2011 г. № 26 [9]. Ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 261 устанавливает запрет на нахождение в собственности иностранных граждан земельных участков, расположенных в границах морского порта [8], — об этом уже говорилось выше.
В таких случаях Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения в п.1 ст. 5 и 11 возлагает на собственников обязанность произвести отчуждение наследуемых земельных участков в течение года со дня возникновения права собственности на них. Для регулирования отчуждения земель морских портов и приграничных территорий действует ст. 238 ГК РФ, которая устанавливает обязательность отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику, в течение года с момента возникновения права собственности.
П.1 ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения устанавливает также последствие неотчуждения в течение вышеуказанных сроков земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на нем. Таким последствием должно быть извещение Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в письменной форме об этом органа государственной власти субъекта РФ, который в течение месяца обязан обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении данного собственника к продаже земельного участка на торгах (п. 2 ст. 5 Закона обороте земель сельскохозяйственного назначения). Срок такого извещения составляет десять дней.
О. Е. Блинков отмечает, что закон не препятствует получению иностранными гражданами специального земельного имущества в порядке наследования. Основная проблема заключается в проведении в течение года последующего отчуждения его лицам, которые в отличие от наследника могут иметь такое имущество на праве собственности [10]. Несоблюдение данного порядка впоследствии приводит к принудительному отчуждению указанных земельных участков.
Так, Правительство Самарской области обратилось в суд с иском к Н. о понуждении к продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на торгах.
В обоснование заявленных требований указали, что согласно информации, поступившей в Правительство Самарской области на основании письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.11.2015 г. входящий N, гражданину Казахстан Н. СТ. на праве собственности принадлежит 2/881 доли в праве общей долевой собственности земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, площадью 48895500 кв. м о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от 13.05.2013 г. Указанное право собственности возникло у ответчика на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Федеральный закон РФ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на обладание иностранными гражданами на праве собственности долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Впоследствии данный вывод суда признан противоречащим нормам Федерального закона РФ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 18.01.2016 года было отменено. Суд апелляционной инстанции постановил по делу новое решение, которым исковые требования Правительства Самарской области к Н. о понуждении к продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на торгах были удовлетворены. Суд указал в своем решении, что вывод суда об отсутствии в действующем законодательстве запрета на нахождение у иностранных граждан долей в праве собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку законодатель исключил из текста статьи слово «доли», в связи с тем, что «доли» земельного участка не могут быть объектом аренды [11].
В заключении необходимо отметить, что наследование земельных участков иностранными гражданами представляет собой усложненное субъектно-объектное правоотношение, на результат которого оказывают влияние специфические характеристики субъекта, вступающего в наследство, и объекта наследования — земли определенных категорий. При этом в указанных случаях закон не препятствует наследованию земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель специальных категорий, устанавливая лишь правовые последствия для юридического результата наследования, т. е. права собственности. Основные проблемы заключаются в уклонении таких наследников от осуществления последующего отчуждения земельных участков, что влечет за собой необходимость обращения в суд органов государственной власти с исковыми заявлениями о принудительном отчуждении данных земельных участков.
Как видно, варианты решения данных проблем нашли свое отражение в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который установил серьезные правовые последствия неотчуждения иностранными гражданами земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на нем.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 02.11.2004) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3032
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301
- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4147
- Галиновская Е. А. Земельное правоотношение как социально-правовое явление: монография. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 272 с.
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.11.2007, № 46, ст. 5557
- Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3018.
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.11.2007, № 46, ст. 5557
- Указ Президента РФ от 9 января 2011 г. № 26 «Об утверждении Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 2. Ст. 268.
- Блинков О. Е. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в странах СНГ и Балтии // Наследственное право. 2007. № 2. С. 43–50.
- Апелляционное определение Самарского областного суда от 27.04.2016 по делу N 33–3773/2016 // СПС «Консультант-плюс»
Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственное назначение, земельный участок, оборот земель, участок, Самарская область, РФ, морской порт, собственность, гражданин, Российская Федерация.