Ведомственный контроль за органами предварительного следствием

Ведомственный контроль за органами предварительного следствием

Важной гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль над деятельностью следователя.

Только суд правомочен, в ходе досудебного разбирательства, принимать следующие решения:

1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу,

домашнего ареста, залога,

2) о продлении срока содержания под стражей,

3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз,

4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц,

5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище,

6) о производстве личного обыска, кроме случаев, которые предусмотрены в ст. 93 УПК РФ,

7) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на её осмотр и выемку в учреждениях связи.

Суд правомочен, в ходе досудебного производства, рассмотреть жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 125 УПК РФ (п.3 ст. 29 УПК РФ).

Если при рассмотрении дела судом первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого. Или другие нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он при наличии к тому оснований может вынести частное определение (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушений закона и недопущению их в будущем.

Следующее должностное лицо, которое в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, уполномочено осуществлять от имени государства надзор за деятельностью органов предварительного следствия - прокурор.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

а) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях,

б) выносить мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства,

в) требовать от следственных органов устранение нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия,

г) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение,

д) возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для изменения обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

В случае если руководитель следственного органа либо следователь не согласны с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, то прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

Помимо прокурорского надзора за деятельностью следователя осуществляется ведомственный контроль со стороны руководителя следственного органа. Руководитель следственного органа осуществляет контроль над своевременностью действий следователя по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия. Он наделен правом проверять, уголовное дело, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям. Руководитель следственного органа утверждает постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также возвращает уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их, исполнения за исключением указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны для руководителя следственного органа. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

Руководитель следственного органа рассматривает требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, которые были допущены в ходе предварительного следствия. А также принимать письменные возражения следователя на указанные требования и дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.

Ряд следственных действий может быть произведен только с разрешения суда. Ст. 165 УПК РФ регламентирует порядок получения такого разрешения. Он состоит в следующем: следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, требующего такого согласия. Об этом следователь выносит постановление. Ходатайство судья рассматривает единолично не позднее 24 часов с момента поступления его в суд. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь. По результатам рассмотрения судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

Об организации прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Версия сайта: 2.2.9

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Надзор и контроль за деятельностью органов предварительного следствия.

Надзор за законностью принимаемых следователями решений по оконченным расследованием уголовным делам осуществляет прокуратура.

В соответствии с изменениями уголовно-процессуального законодательства РФ на основе Федерального закона от 5 июня 2007г. 87-ФЗ и Федерального закона от 2 декабря 2008г. 226-ФЗ правомпроцессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право поручать следователям производство предварительного расследования, проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания о направлении расследования, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать вышестоящему руководству следственных органов, давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, отстранять следователя от дальнейшего расследования по делу, если им допущены нарушения законности, продлевать сроки расследования, утверждать постановления следователя о прекращении производства по делу.

Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.

Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, при принятии судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, при продлении срока содержания под стражей, при принятии решения, дающего разрешение на производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, наложении ареста на имущество, при решении вопроса о разрешении проведения контроля или записи переговоров, а также, при решении вопроса о временном отстранении от должности.

Органами дознания являются различные административные органы государства и должностные лица, выполняющие административно-распорядительные функции.

В настоящее времяк органам дознания относятся:

- органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) милиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности,

- органы федеральной службы судебных приставов,

- командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений или гарнизонов,

- дознаватели органов Федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению,

- дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности,

- дознаватели таможенных органов Российской Федерации,

-дознаватели Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

- начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений,

- органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил,

- капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой.

Задачами органов дознания являются следующие:

- дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно,

- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно,

- возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий органами, на которые законом возложена такая обязанность в случаях, не терпящих отлагательства: в условиях дальнего плавания на капитанов морских и речных судов, в условиях зимовок и геологоразведочных партий, находящихся в удаленных от населенных пунктов местах на руководителей этих подразделений, на глав дипломатических и консульских представительств при совершении в пределах их территорий преступлений.

Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.

Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.

Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.

Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

Некоторые проблемы передачи уголовных дел и материалов от органа дознания в орган предварительного следствия (Рязанцев В.А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2018

Одним из общих условий предварительного расследования является подследственность (ст. 151 УПК РФ). В теории уголовно-процессуального права под подследственностью понимается система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия <,1>,.

<,1>, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 1 - 32.1. Постатейный научно-практический комментарий / Е.К. Антонович, Е.А. Артамонова, Д.П. Великий и др., отв. ред. Л.А. Воскобитова. М.: Российская газета, 2018. Вып. III - IV. 912 с.

Необходимость передачи уголовного дела в орган предварительного следствия может возникнуть при возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий органом дознания. Так, согласно ч. 1 ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После выполнения неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания должен направить уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ.

До введения в действие Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации <,2>, орган дознания, проведя неотложные следственные действия по уголовному делу, производство предварительного следствия по которому обязательно, направлял его прокурору. Указанным Законом в УПК РФ внесены изменения, касающиеся направления уголовного дела в таких случаях не прокурору, а руководителю следственного органа (п. 3 ст. 149, ч. 3 ст. 157 УПК РФ).

<,2>, Рос. газ. 2007. 8 июня.

- по передаче уголовных дел или материалов проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ),

- определению подследственности уголовного дела (ч. 3 ст. 146, ч. 7 ст. 151, ч. 5 ст. 152 УПК РФ),

- разрешению споров о подследственности уголовного дела (ч. 8 ст. 151 УПК РФ).

Так, например, согласно ч. 5 ст. 152 УПК РФ следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель - прокурору для направления по подследственности.

Анализ вышеуказанных положений уголовно-процессуального закона, решений Конституционного Суда Российской Федерации <,3>, свидетельствует о наличии у прокурора, как должностного лица, уполномоченного осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, полномочий по передаче уголовных дел или материалов проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования). В данном случае это позволит прокурору проверить одновременно законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, проведения неотложных следственных действий, а также передачи дела или материалов проверки сообщения о преступлении в конкретный орган предварительного следствия.

<,3>, См., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 N 301-О-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лельчука Александра Марковича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 части второй статьи 37, частью первой статьи 223 и частями первой и второй статьи 225 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.

В п. 2.1 сказано, что согласно п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен изымать любое уголовное дело у одного органа предварительного расследования и передавать другому по правилам, установленным ст. 151 УПК РФ. Принимая соответствующее решение, прокурор не вправе произвольно определять подследственность уголовного дела, а обязан руководствоваться ст. ст. 150 и 151 УПК РФ.

- п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры России от 05.09.2011 N 277 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия (ред. от 08.06.2018) <,4>, определяет, что в случае направления органами предварительного расследования сообщений о преступлениях по подследственности, в том числе территориальной, прокурор обязан незамедлительно принимать меры к проверке законности таких решений. Путем проведения ежемесячных сверок с соответствующими прокурорами контролировать фактическое поступление этих сообщений уполномоченным органам и их регистрацию в установленном порядке,

<,4>, СПС КонсультантПлюс.

<,5>, СПС КонсультантПлюс.

- в п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры РФ от 12.07.2010 N 276 Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства (ред. от 22.04.2011) <,6>, сказано об обязанности прокурора пресекать факты немотивированной пересылки заявлений и сообщений о преступлениях, материалов проверок и уголовных дел из одного органа предварительного расследования в другой,

Лекции по дисциплине Уголовный процесс - файл 1.doc

Доступные файлы (1):

    Смотрите также:
  • Уголовный процесс РБ (общая часть) лекция
  • Уголовный процесс РБ (особенная часть) лекция
  • Уголовный процесс лекция
  • Уголовный процесс лекция
  • Конспект лекции по курсу Уголовный процесс (2011) лекция
  • Уголовный процесс лекция
  • Уголовный процесс лекция
  • Конспект лекции по курсу Уголовный процесс лекция
  • Абдирова Г.А. Использование специальных экономических (бухгалтерских) знаний при расследовании преступлений, совершаемых в сфере банковской деятельности документ
  • по гражданскому процессу лекция
  • Конспект для сдачи госэкзамена по курсу Уголовный процесс Украны лекция
  • административный процесс лекция

16.2. Ведомственный контроль за исполнением законов в досудебном производстве

16.3. Судебный контроль за исполнением законов в досудебном производстве

В настоящее время порядок разрешения ходатайства о производстве контроля и записи переговоров как следственного действия регулируется ст. 174 1 УПК.

Лекция 17. Подсудность

17.1. Понятие подсудности и ее значение

подсудность как полномочия судов общей юрисдикции на рассмотрение и разрешение определенной категории уголовных дел в качестве суда первой инстанции,

подсудность как свойство уголовных дел, обусловливающих его рассмотрение и разрешение в определенном суде и в определенном составе судей.

Подсудность уголовного дела свойство уголовного дела, состоящее из его признаков, в зависимости от которых уголовно-процессуальный закон относит его к рассмотрению и разрешению:

судом определенного звена в качестве суда первой инстанции,

определенным составом судей.

Включение в понятие подсудности второго элемента обусловлено тем, что законодатель предусмотрел в настоящее время возможность рассмотрения и разрешения уголовных дел различными составами судей (единолично, в составе судьи и двух народных заседателей, в составе трех профессиональных судей, судом присяжных).

Ведомственный контроль за органами предварительного следствием

Рассматривается один из компонентов системы ведомственного контроля за деятельностью органов предварительного следствия территориальных органов Министерства внутренних дел России на районном уровне ее субъекты.

'> Входит в РИНЦ ®, : да

'> Число цитирований в РИНЦ ®, : 0

'> Входит в ядро РИНЦ ®, : нет

'> Число цитирований в ядре РИНЦ ®, : 0

'> Норм. цитируемость по журналу: 0

'> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,161

'> Норм. цитируемость по направлению: 0

'> Дециль в рейтинге по направлению: 6

'> Тематическое направление: Law

'> Просмотров: 55 (4)

'> Включено в подборки: 36

'> Всего отзывов: 0

One of the parts of the institutional control over the activities of preliminary bodies of territorial bodies of Ministry of Internal Affairs of Russia at district level, its subjects is considered.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: